ХХ-1 К главе 20 - В ЛАГЕРЯХ ГУЛАГА.

    

        А.И. Солженицын (т.2 стр. 330): "Если б я там не побывал - не написать бы мне этой главы. До лагерей и я так думал: "наций не надо замечать", никаких наций вообще нет, есть человечество. А в лагерь присылаешься и узнаешь: если у тебя нация удачная - ты счастливчик, ты обеспечен, ты выжил! Если общая нация - не обижайся. Ибо национальность - едва ли не гравный признак, по которому зэки отбираются в спасительный корпус придурков. Всякий лагерник, достаточно повидавший лагерей, подтвердит, что национальные соотношения среди придурков далеко не соответствовали национальным соотношениям в лагерном населении. Именно, прибалтийцев в придурках почти совсем не найдешь, сколько бы ни было их в лагере (а их было много); русские были, конечно, всегда, но по пропорции несравненно меньше, чем их в лагере (а нередко - лишь по отбору из партийных ортодоксов); зато отметно сгущены евреи, грузины, армяне; с повышенной плотностью устраиваиваются и азербайджанцы, и отчасти кавказские горцы".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 330): "И, собственно, никого из них нельзя в этом винить. Каждая нация в Гулаге ползла спасаться, как может, и чем она меньше и чем поворотливей, тем легче ей это удавалось. А русские в "своих собственных русских" лагерях - опять последняя нация, как были у немцев в Kriegsgefangenenlagers. Впрочем, не мы их, а они нас вправе были обвинить, армяне, грузины, горцы: а зачем вы устроили эти лагеря? а зачем вы держите нас силой в вашем государстве? Не держите! - и мы не станем сюда попадать и захватывать такие привлекательные придурочные места. А пока мы у вас в плену - на войне как на войне. А как с евреями? Ведь переплел русских с евреями рок, может быть и навсегда, из-за чего эта книга и пишется".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 330-331): "Но еще прежде всего, прежде вот этой строчки, найдутся читатели, бывшие в лагерях и не бывшие, кто с живостью оспорит, что я высказал тут правду. Они скажут, что многие евреи на общих работах. Они отрекутся, что были такие лагеря, где евреи составляли большинство среди придурков. Тем более отвергнут они, что будто бы нации в лагерях помогали друг другу избирательно и, значит, за счет остальных. А кто вообще не считают себя какимито отдельными евреями, а ощущают такими же во всем русскими. Если же где получался перевес евреев на ключевых лагерных постах, то совсем не преднамеренно, выбор шел по личным признакам, по таланту, по деловым свойствам. Кто же виноват русским, что у них нет деловых свойств?.. Будут и такие, кто горячо утвердит прямо противоположное: что никому в лагере не жилось так тяжело, как евреям, да это и на Западе так понятно: в советских лагерях тяжче всего страдали евреи. Среди писем по "Ивану Денисовичу" было к меня и такое, от анонимного еврея: "Вы встречались с евреями, томившимися вместе с вами безвинно, были, очевидно, не раз свидетелями их мучений и страданий. Они терпели двойной гнет: заключение и вражду со стороны заключенных. Расскажите об этих людях!"
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 331): "И если я захотел бы обобщить, то евреям жилось в лагерях особенно тяжело, мне это будет разрешено, и я не буду осыпан упреками за несправедливое национальное обобщение. Но в лагерях, где я сидел, было иначе: евреям, насколько обобщать можно, жилось л е г ч е, чем остальным. Экибастузский мой солагерник Семен Бадаш в своих воспоминаниях рассказывает, как он устроился - позже, в норильском лагере - в санчасть: Макс Минц просил за него рентгенолога Ласло Нусбаума просить вольного начальника санчасти. Взяли. Но Бадаш, по крайней мере, кончил на воле три курса медицинского института. А рядом с ним остальной младший медперсонал: Генкин, Горелик, Гуревич (как и мой приятель Л. Копелев, Унжлаг) - и не касались той медицины никогда прежде".
        АВТОР ПОЗАБЫЛ или ЗНАТЬ не ХОЧЕТ: ПОЧТИ ВСЕ ЕВРЕИ - НАРОД ОТВЕТСТВЕННЫЙ! В МЕДИЦИНСКИХ ШКАФАХ не ИЩУТ СПИРТ: ПУСТЬ он СТОИТ ОТКРЫТО, не ПОД ЗАМКОМ! И ЕЩЕ: НАРОД МОРАЛЬНЫЙ, ГУМАННЫЙ, СОСТРАДАТЕЛЬНЫЙ! ПРЯМОЙ ИМ ПУТЬ - в МЕДИЦИНУ! НЕСМОТРЯ на ВОЗРАЖЕНИЯ АВТОРА и ТЫКАНЬЕ ПАЛЬЦАМИ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЕЙ. ПРИЗНАЙТЕ ЧЕСТНО, ГОСПОДА: ВЫ ЕЩЕ и ПОКА не ТАКИЕ! ЗДОРОВЬЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ДОВЕРЯТЬ ОПАСНО!
        РУССКИЕ - МОЛОДАЯ СЛАВЯНСКАЯ НАЦИЯ с ОБРУСЕВШИМИ "ДОБАВКАМИ". ДАЖЕ ПОКА не НАЦИЯ! ПОЗДНО СТАЛА на ПУТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. В РОССИИ НАВЯЗЧИВО ТРАДИЦИОННОЕ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОБРАЗЦОМ для ПОДРАЖАНИЯ, "ТРЕТЬИМ РИМОМ". ВЕРА в "ОСОБОСТЬ СУДЬБЫ", ИЗБРАННИЧЕСТВО НАРОДНОЙ МИССИИ… ПОИСК "ТРЕТЬЕГО ПУТИ", ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ, СОЦИАЛЬНАЯ НЕРАЗБЕРИХА ОТБРОСИЛИ РОССИЮ ДАЛЕКО НАЗАД. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩНОСТИ ДАЛЕК от ЗАВЕРШЕНИЯ. БЕЗДУМНЫЕ, ОТЧАЯННЫЕ АВАНТЮРИСТЫ из ЭТИХ "ДОБАВОК" ПРИВЛЕЧЕНЫ МЕЧТАНИЯМИ о ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕУСПЕВАТЬ ПОБЛИЗОСТИ от НЕПОМЕРНО ЧЕСТОЛЮБИВЫХ, АГРЕССИВНЫХ ВЛАСТЬ ИМУЩИХ. ПОТЕРЯЛИ ИЗНАЧАЛЬНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МНОГИЕ ЛЮДИ и МАЛЫЕ НАЦИИ: ИХ АССИМИЛИРОВАЛИ ПРОЖОРЛИВЫЕ ПАТРИОТЫ. ЭТО СОЦИУМ РАЗНОРОДНЫХ, МНОГОПЛЕМЕННЫХ ОБЩИН. В РАЗБРОДНОМ НАРОДЕ МНОГО ЗАНОСЧИВЫХ ЭГОИСТОВ, ИНДИВИДУАЛИСТОВ. НЕТ ЕДИНСТВА, ДУХА ВЗАИМОПОМОЩИ.
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 331-332): "Потеряв чувство юмора, пишут и так: А. Беликов "был отброшен в самую презираемую лагерную категорию "придурков"… (совсем некстати добавляется "и доходяг", но доходяги - это социальные антиподы придурков, да Белинков не был в доходягах). - "Отброшен в придурки"! - это ж надо выразиться. "Унижен в балерины"? - А вот основания: "Копать землю? Но до 23 лет он не только ее ни разу не копал, но и в глаза лопаты не видел"(В. Лемпорт). Значит, ничего другого не остается, как идти в придурки, ясно. А вот у ЛевитинаКраснова мы читаем о литературоведе Пинском, что в лагере он был санинструктором. По лагерной шкале: неплохо, значит, зацепился. Левитин же пишет об этом как о величайшем унижении профессора-гуманитария". (ЧТО ТУТ ГОВОРИТЬ?! АВТОР не ПРОСТО ПОЛЬЗУЕТСЯ УГОЛОВНЫМ ЖАРГОН: МОРАЛЬ ЕГО ТА ЖЕ! УГОЛОВНАЯ! Конечно, СУДИМОСТЬ, САМ ТРУДОВОЙ ЛАГЕРЬ - УНИЖЕНИЕ! ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА МОРАЛЬНОГО, СОВЕСТЛИВОГО! ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ УНИЖЕНИЕ - "ЛАГЕРНАЯ ДОЛЖНОСТЬ"! НАШ АВТОР ОСТАЛСЯ УГОЛОВНИКОМ, хотя ВОЗОМНИЛ СЕБЯ ВЕЛИКИМ ПИСАТЕЛЕМ! - М.Б.).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 332): "А вот часто печатался уцелевший зэк журналист Лев Разгон, никакой тоже не медик. Но из рассказа его в "Огоньке" (1988) узнаем: в Вожаеле он был медиком в санчасти, да еще расконвоированным. (По другим его рассказам - и старшим нормировщиком на страшном лесоповальном лагпункте. Ни из какого рассказа его не просверкнет, что хоть суть побывал на общих работах). Вот из далекой Бразилии принесло в СССР еврея Франка Диклера, его посадили, конечно, он и русского не знает - и что же? Имел блат в лагере, получит в заведование больничную кухню: да это сказочный кладезь! (ДЛЯ НЕНАСЫТНОГО и ВОРА! Конечно, ГЛАВНАЯ ЗАБОТА в ЛАГЕРЕ - ВЫЖИТЬ! ДАЖЕ за ЧУЖОЙ СЧЕТ! - М.Б.) Вот (ОПЯТЬ ЭТО "ВОТ" ПОСТОЯННО НАЛИЧЕСТВУЮЩЕЕ в ПОВЕСТВАНИИ СЛОВО-ПАРАЗИТ! ЧАСТО не к МЕСТУ! - М.Б.) и Александр Воронель, попавший в лагерь "политическим малолеткой", рассказывает: в лагере от первых же шагов "помощь… мне охотно оказывали заключенные-евреи, не имеющие никакого понятия о моих идеях". Еврей-банщик (тоже - весьма важный придурок) сразу выделил его и "велел приходить за любой помощью"; еврей-самоохранник (тоже придурок) препоручил еврею-бригадиру: "Вот, Хаим,
        ХХ-3 тут двое еврейских ребят - не дай их в обиду". И бригадир - взял их под крепкую защиту. "Другие воры, особенно "старики", одобряли его: "Правильно делаешь, Хаим! Своих поддерживаешь! А мы, русские, как волки друг другу". (Не ТОЛЬКО РУССКИЕ: ЕЩЕ ХУЖЕ МНОГИЕ УКРАИНЦЫ - ПРИРОДНЫЕ ДОНОСЧИКИ, ПРЕДАТЕЛИ! И: УБИЙЦЫ! СНИМИ УГРОЗУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ! - М.Б.)
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 332-333): "А еще не упустим, что и в лагерном состоянии - многим евреям, уже по традиции общего взгляда, "сами собой" плыли в руки коммерческие сделки, даже если зэк-еврей их вовсе не создавал и не искал, как М. Хейфец. Об этом он выразительно замечает: "Как жаль, что подобные ситуации нельзя описать на материале лагерной жизни. А богатые, красивые есть сюжеты! Но все та же этика "надежного" еврея замыкает мне уста. Что поделаешь: хоть маленькая, но коммерческая тайна должна - по законам племени -сохраняться навсегда". Латыш Анс Бернштейн, один из моих свидетелей по "Архипелагу", считает, что он лишь потому выжил в лагерях, что в тяжелые минуты обращался за помощью к евреям, а те по фамилии, да и по подвижному облику, принимали его за своего - и всегда выручали. В лагерях же, где он побывал (например буреполомские, начальник Перельман), евреи, говорит, всегда составляли всю правящую верхушку и евреи же были ведущие вольнонаемные (Шульман - начальник спецотдела, Гринберг - начальник лагпункта, Кегельс - главный механик завода), и, по его рассказам, в избранный себе штат подбирал из заключенных - тоже евреев".
        ТОГДА ЕЩЕ не БЫЛО ОБВИНЕНИЙ в СЕМЕЙСТВЕННОСТИ. За "БЛАТ" ТОЛЬКО ЖУРИЛИ: не НАКАЗЫВАЛИ! ЧИТАЕШЬ А.И. Солженицына - РАСШИРЯЕШЬ СВОИ ИСТОРИЧЕСКИЕ и ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ! НЕВОЛЬНО ВОЗНИКАЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ОГРОМНЫЙ, а СОСТОИТ ОН - из ОДНИХ ЕВРЕЕВ! ГДЕ ИХ ТОЛЬКО НЕТ?! ОНИ ОДНИ РУКОВОДЯТ, СТРОЯТ СОЦИАЛИЗМ и ОДНОВРЕМЕННО УСПЕВАЮТ КАК-ТО ПРОВОРАЧИВАТЬ СВОИ ДЕЛИШКИ-МАХИНАЦИИ! ДЕЙСТВИТЕЛЬНО: на ВСЕ СПОСОБНАЯ, ТАЛАНТЛИВАЯ НАЦИЯ! БЕЗ АВТОРА ЭТОГО бы НИКТО не ЗНАЛ, ДАЖЕ не ДОГАДАЛСЯ! И ЕЩЕ: "СЧАСТЬЕ АВТОРА": "СИДЕЛ", ТОЧНЕЕ ТРУДИЛСЯ в "ШАРАГЕ" в СТАЛИНСКОЕ ВРЕМЯ! Если бы НЕМНОГО ДРУГИЕ УБЕЖДЕНИЯ, МОГЛИ НАЗВАТЬ СТАЛИНИСТОМ!
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 333): "Этот у евреев национальный контакт между вольными начальниками и зэками невозможно упустить из виду. Еврей-вольный не настоль ко был глуп, чтобы в еврее-заключенном действительно увидеть "врага народа" или злого хищника народного достояния (как это видел оболваненный русский в русском), он прежде всего видел в нем страдающего соплеменника, и хвала евреям за эту трезвость! (КУРСИВ МОЙ! Да ЧТО в ДАННЫЙ РАЗ АВТОР: не ПЕРЕ-ХВАЛИВАЕТ?! - М.Б.) Кто знает великолепную еврейскую взаимовыручку (еще так обостренную массовой гибелью евреев при Гитлере) (НЕ ПОНЯЛ: ОБЩИМ СТРОЕМ ШЛИ в БАБЬИ ЯРЫ?! ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ХОЛОКОСТ?! ПРИ ЧЕМ ТУТ ТОЖЕ НИЖЕ УПОМИНАНИЕ о ВОЖДЕ НАЦИЗМА? - М.Б.), тот поймет, что не мог вольный начальник-еврей равнодушно смотреть, как у него в лагере барахтают ся в голоде и умирают зэки-евреи, и не помочь. Но невероятно представить та кого вольного русского, который взялся бы спасать и выдвигать на льготные места русских зэков за одну лишь их нацию - хоть нас в одну коллективизацию 15 миллионов погибло: много нас, со всеми не оберешься, да даже и в голову не придет".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 333-334): "Иногда благополучно стягивается такая компания евреевзэков и, уже не занятая свирепой борьбой за выживание, чего только не при думает? Вот инженер Абрам Зисман рассказывает: в Ново-Архангельском лаге ре "занялись (мы) в свободное время подсчетом: сколько еврейских погромов было за все существование Российского Государства. Заинтересовали этим воп
        ХХ-4 росом и начальство лагеря, миролюбиво к нам относящееся. "Начлаг" был ка питан Гремин (Н. Гершель - еврей, сын портного из Жлобина), начальство на писало в Ленинград в архив быв. Мин. Внут. Дел, оттуда месяцев через восемь пришла справка… от 1811 по 1917 г. на территории России было 76 еврейских погромов, число жертв исчисляется около трех тысяч человек" (т.е. всех, так или иначе пострадавших). Автор напоминает, что в средневековой Испании за 6 месяцев было убито около 20 тысяч евреев".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 334): "Сюжетную ноту вносят и воспоминания коммуниста Иосифа Бергера о высоком стукаче Льве Ильиче Инжире: бывший меньшевик, арес тованный в 1930, он сразу пошел на сотрудничество с ГПУ в опасении репрес сий против семьи и потере квартиры в центре Москвы: "помог в подготовке ме-ньшевистского процесса" 1931 года, подписывал фальшивые обвинения на сво их лучших друзей; тут же, в 1931, был освобожден и назначен главным бухгал тером Беломорстроя; при Ежове - и главным бухгалтером ГУЛага, при полном к нему доверию и наличием связей на самых верхах НКВД" ("Инжир вспоминал и одного "ветерана НКВД, еврея, пересыпавшего свою речь изречениями из Талмуда"), и снова арестован в противоежовской волне. Однако бывшие кол леги по ГУЛагу устроили Инжира льготно и в лагере, но здесь он уже стал яв ным "доносчиком и провокатором", зэки подозревали, что и богатые посылки, получаемые им, не от родственников, а от Третьего Отдела. Все же в 1953 он, в тайшетском лагере, снова получил срок, на этот раз обвинен в троцкизме, а также что скрыл от Третьего Отдела "симпатии к государству Израиль" его по дельников" (Иосиф Бергер).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 334-335): "Всемирно известный БелБалтлаг вобрал в себя в 1931-32 годах сотни тысяч русских, украинских и среднеазиатских мужиков. Раскрыв августовскую газету 1933 года, посвященную окончанию канала, читаем спи сок награжденных. Ордена пониже получают там и бетонщики, арматурщики, но высший орден, орден Ленина, только восемь человек, еще с большими фо тографиями каждого, и дан он лишь двум собственно инженерам, но зато - все му высшему руководству канала (по сталинскому пониманию роли личности). И кто же там во главе? Генрих Ягода, нарком НКВД, Матвей Берман, начальник ГУЛага, Семен Фирин, начальник БелБалтлага (к моменту награды - уже нача льник Дмитлага, и там повторится вся картина еще раз), Лазарь Коган, началь ник строительства (таковым поедет и на Волгоканал). Яков Рапопорт, замести тель начальника строительства. Нафталий Френкель, начальник работ Беломор стороя (и злой дух всего Архипелага)".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 335): "И все их портреты опять крупно повторены были в торжественно-позорной книге "Беломорканал" формата как церковное Евангелие, как на Тысячелетнее Царство впереди. И вот 40 лет спустя я повторил эти шесть портретов негодяев в "Архипелаге", с их же выставки и взял, и не выборочно, а всех управителей, кто был помещен. Боже - какой всемирный гнев поднялся: как я смел?! это - антисемитизм! я - клейменный и пропащий антисемит. В луч шем случае: приводить эти портреты был "национальный эгоизм - то есть рус ский эгоизм! (ВЫХОДИТ, АНТИСЕМИТИЗМ АВТОРА ПРОЯВИЛСЯ ЕЩЕ РАНЬШЕ! Не Я ПЕРВЫЙ, КТО ЕГО ЗАМЕТИЛ и ОПРЕДЕЛИЛ КРАСИВО: "ИНТЕЛЛЕКТКАЛЬ НЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ" М.Б.) И - поворачивается язык, когда на соседних стра ницах "Архипелага": как покорно замерзли "кулацкие" пареньки под тачками… А где ж были их глаза в 1933, когда это впервые печаталось? Почему ж тогда не вознегодовали? Повторяю, как лепил и большевикам: не тогда надо стыдить ся мерзостей, когда о них пишут, а - когда их делают".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 335-336): "О Нафталии Френкеле, неутомимом демоне "Архипелага", особая загадка: чем объяснить его странное возвращение в СССР из Турции в
        ХХ-5 20-е годы? Уже благополучно удрал из России со всеми капиталами при первом дуновении революции; в Турции уже получил обеспеченное, богатое и свободное положение; никогда не имел и тени коммунистических взглядов. И: вернуться? Вернуться, чтобы стать игрушкой ГПУ и Сталина, сколько-то лет отсидеть в заключении и самому, зато вершить беспощадное подавление инженеров и уничтожение сотен тысяч "раскулаченных"? Что двигало его ненавистно злым сердцем? Кроме жажды мести к России не могу объяснить ничем. Пусть объяснит, кто может. А понимая механизм лагерного устройства и спускаясь чуть пониже? Начальник 1-го отдела строительства Беломора: Вольф, начальник Дмитровского отдела Волгоканала: Бовшовер. Финотдел Беломорстроя: начальник Л. Берензон, его заместитель А. Дорфман, только что упомянутый Инжир, еще Лоевецкий, Кагнер, Ангерт. А сколькие посты остаются скромно не названными? А можно ли предположить, что евреев допускали на канале копать лопатой, гнать тачку с грунтом и от истощения рухнуть над этой тачкой?"
        "НЕНАВИСТНО ЗЛЫМ СЕРДЦЕМ" А.И. Солженицына "ДВИГАЛИ" ТЕ же САМЫЕ УТРОБНЫЕ ЧУВСТВА: ОН НАЧАЛ МСТИТЬ ОБИДЧИКАМ на ЖИЗНЕННОМ ПУТИ. Не ОСТАНОВИЛСЯ! ПЕРВЫЕ УСПЕХИ РАСПАЛИЛИ АППЕТИТ. ЕГО ТЮРЕМНОБЫТОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРЕЛА ГЛОБАЛЬНЫЕ ОЧЕРТАНИЯ: "ТРЕМПОМ" ПЕРЕСКОЧИЛ на КРИТИКУ "НЕГАТИВНЫХ ФАКТОВ СОВЕТСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ". По ЗАКОНУ ДИАЛЕКТИКИ С ЭТОГО РУБЕЖА ПЕРЕШЕЛ на РАЗОБЛАЧЕНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ. С ПОЗИЦИЙ АБСТРАКТНОГО ГУМАНИЗМА, РОССИЙСКОГО ВЕЛИКОДЕРЖАВНОГО ПАТРИОТИЗМА и ОБИЖЕННОГО ПРАВОСЛАВИЯ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО за ЛИЧНЫЕ ОБИДЫ! ПОТОМ ВДРУГ ОН ПОЧУВСТВОВАЛ ПРИЗВАНИЕ ИСПОЛНИТЬ "ИСТОРИЧЕСКУЮ МИССИЮ", ОСОЗНАЛ СЕБЯ ПРОРОКОМ: ЗАГОВОРИЛ во ВЕСЬ ГОЛОС! От ИМЕНИ УГНЕТЕННОГО НАРОДА, ОСКОРБЛЕННОЙ НАЦИИ! И ЕВРЕЯМ МСТИТ ОН БЕЗ БАНАЛЬНЫХ ОБВИНЕНИЙ о РАСПЯТОМ ХРИСТЕ: на КРЕСТЕ! НАХОДИТ ДЛЯ ТОГО "ВЕСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ". БЕЗУМНАЯ МЕСТЬ - СЛЕПОЙ, ГЛУХОЙ ПОВОДЫРЬ: СЕБЯ не СЛЫШИТ!
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 336): "Судите, как хотите. А.П. Скрыпникова и Д.П. Витковский, побывавшие на Беломоре, рассказывали мне, что в рядах придурков Беломорканала переизбыточны были евреи, но не катали они тачек и не умирали над ними. И не в одном БелБалтаге можно было увидеть высоких лагерных начальников-евреев. Строительство железной дороги Котлас Воркута - Мороз (его сын женился на Светлане Сталиной); особоуполномоченный ГУЛага по Дальнему Востоку - Грач. Это - немногие имена, какие случайно выплыли. Не написал бы мне зэк -американец Томас Сговио - я б и не знал о таком начальнике ЧайУрьинского Горного Управления на Колыме в 1943-44 (разгар Отечественной войны): "Подполковник Арм был высокий черноволосый еврей с ужасной репутацией… Его дневальный торговал спиртом кому угодно: 50 грамм - 50 рублей. Держал своего собственного преподавателя английского языка - молодого американца, арестованного в Карелии. Жена его получала зарплату бухгалтера, но не работала, а вместо нее в конторе сидел "зэк" (очень частый способ, как семьи гулаговского начальства еще подрабатывают)".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 336-337): "А вот уже в "гласность" печатает советская газета о страшном гулаговском управлении, строившем туннель материк - Сахалин, оно называлось "трест Арайса" (Г. Миронова). Кто был этот товарищ Арайс? - не ведаю. Но и сколько погибло у него в шахтах и в недостроенном туннеле? Да, конечно, я знал и таких евреев (с ними и дружил), кто нес тяготы общих работ. В "Архипелаге" я описал молодого Борю Гаммерова, нашедшего быструю свою гибель в лагере. (А друг его, литератор Ингал, мало знавший арифметику, был с первого лагерного дня взят в бухгалтеры). Непримиримого и неподкупного Володю Гершуни. Йога Масамеда, принципиально работавшего на общих в катарж-
        ХХ-6 ном Экибастузе, хотя звали его в придурки. Кстати назову здесь и Татьяну Моисеевну Фалике, педагога, 10 лет проработавшую, "как лошадь", по ее выражению. Еще назову здесь генетика Владимира Эфроимсона, который из 36 месяцев своего заключения (одного из своих сроков, у него было два) провел 13 на общих, и тоже из принципа (он имел возможность устроиться). Полагаясь на посылки из дому (но в этом нет укора), он взял тачку именно потому, что в Джезказгане было немало евреев-москвичей, и они хорошо устраивались, а Эфроимсон хотел развеять недоброжелательство к евреям, которое естественно возникало. И как же бригада оценила его поведение? - "Да он просто выродок еврейского народа; разве настоящий еврей будет тачку катать?" Смеялись над ним и евреи-придурки (да и досадовали, что "выставляется" в укор им). - Так же и в том же положении оценен был и Яков Давыдович Гродзенский, вкалывавший на общих: "Да разве он - еврей?"
        В КИЕВЕ в РОДСТВЕННОЙ НАМ СЕМЬЕ ПРОИЗОШЕЛ ПОДОБНЫЙ СЛУЧАЙ. В 1946 или 47 г. ДОЧЬ НАЧАЛЬНИКА РАЙОННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ (КАПИТАНА ИЛИ МАЙОРА) ОКОНЧИЛА ШКОЛУ. ВЫСЛАЛА ДОКУМЕНТЫ в МОСКОВУ, в УНИВЕРСИТЕТ. ПОЛУЧИЛА ВЫЗОВ на ЭКЗАМЕНЫ. Не ПОЕХАЛА: по ПРИЧИНЕ "ДУРНОЙ ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ"! УКРАИНЦЕВ не ОСТВЛЯЛИ ВОСПОМИНАНИЯ о СВОБОДЕ в ПЕРИОД КОРОТКОЙ НАЦИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ. ЕЩЕ не ОСТЫЛИ ОСТАНКИ БАБЬЕГО ЯРА - СЛЫШНЫ ПОСТОЯННО не ТОЛЬКО ОБЫВАТЕЛЬСКИЕ РАЗГОВОРЫ о "ЕВРЕЙСКОМ ТАШКЕНТЕ". В ВЕЧНО НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ УКРАИНЕ, да и КИЕВЕ, САМОМ КОНСЕРВАТИВНОМ ГОРОДЕ СОЮЗА, ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТОЛИЦЕ ЭТОГО НАЦИОНАЛИЗМА (ЦЕНТРОМ ЗАПАДЕНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА ПОЗЖЕ СТАЛ ЛЬВОВ). МОЛОДАЯ ДЕВУШКА РЕШИЛА ДОКАЗАТЬ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЯМ: МЫ, ЕВРЕИ, не ТАКИЕ! УСТРОИЛАСЬ РАБОЧЕЙ! ТАК ДОЛГИЕ ГОДЫ ТЯНУЛА ЛЯМКУ. Не ЭТО ЯВИЛОСЬ ЕДИНСТВЕННОЙ ПРИЧИНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТРАГЕДИИ. ЕЕ ОТЕЦ - из ПЕРВЫХ КОМСОМОЛЬЦЕВ! ЗАКОНЧИЛ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ. СРАЗУ ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ КИЕВА ЕГО НАЗНАЧИЛИ НАЧАЛЬНИКОМ РАЙОТДЕЛА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ. И ВОТ, СРЕДИ "СВОИХ" РАССКАЗАЛ ОН о ПЕРЕДАЧЕ "ГОЛОСА АМЕРИКИ".
        Не РАЗЖАЛОВАЛИ! По ПРИЧИНЕ ЕГО ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ и ОТСУТСТВИИ КАДРОВ. Но СРАЗУ СНЯЛИ с ДОЛЖНОСТИ и ОТОБРАЛИ ПАРУ ЗВЕЗДОЧЕК. ЖИЛИ ОНИ в ДВУХКОМНАТНОЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ КВАРТИРЕ. Не ЗНАЮ: РЕАЛЬНЫМИ БЫЛИ ИХ ОПАСЕНИЯ: ОТНИМУТ КВАРТИРУ! ПЕРЕВЕДУТ в ОДНОКОМНАТНУЮ! ЖЕНА НАШЛА БЫСТРО РЕШЕНИЕ: ОРГАНИЗОВАЛА ДЕТЕЙ ДОМА на СБОР МЕТАЛЛОЛОМА и МАКУЛАТУРЫ. А на ВЫРУЧЕННЫЕ ДЕНЬГИ ПОКУПАЛИ КНИГИ. ОНА СКОРО ПРИОБРЕЛА "для ДЕТЕЙ ДОМА" ХОРОШУЮ БИБЛИОТЕКУ. РАЗМЕСТИЛА у СЕБЯ в КВАРТИРЕ. МАТЬ с ДОЧЬЮ ВЫПОЛНЯЛИ ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ. СПАСЛИ ЖИЛПЛОЩАДЬ! МАТЬ ЧАСТО ЖАЛОВАЛАСЬ на НЕСЧАСТНУЮ СВОЮ СУДЬБУ! МУЖ ПОСТОЯННО ОБЕСПЕЧИВАЛ ЖИЗНЬ ПОЧТИ ШИКАРНУЮ. Ну, ИНОГДА ВЫПИВАЛ: так ЭТО ОБЫЧНО, ОСОБЕННО СРЕДИ ПОЖАРНИКОВ… Но ЖЕНА ВЕЛА ПОСТОЯННЫЕ РАЗГОВОРЫ, НЫЛА: НЕУДАЧНО ВЫШЛА ЗАМУЖ… И у ДОЧЕРИ ОТБИЛА ЖЕЛАНИЕ СОЗДАТЬ СЕМЬЮ. ОНА СКОРО ОПУСТИЛАСЬ, ПОПОЛНЕЛА, ПОДУРНЕЛА… САМА СЕБЯ ИСПОРТИЛА ЖИЗНЬ. "ПРАВДОЛЮБСТВОМ", НАИВНЫМИ ФАНТАЗИЯМИ, ЖЕЛАНИЕМ "ДОКАЗАТЬ"… НИЧЕГО НИКОМУ не НАДО ДОКАЗЫВАТЬ! НИЧЕГО НЕ ДОКАЖЕШЬ!"
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 337-338): "Как это знаменательно! Эфроимсон и Гродзенский делали то верное и лучшее, к чему бы только высшие мотивы могли звать евреев, честно делить общий жребий (к ТОМУ же ЗВАЛ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ, да и СИОНИСТЫ в МОМЕНТ ЗАРОЖДЕНИЯ - М.Б.), и не поняты с обоих сторон! Так и всегда трудны и смешны в истории те пути самоограничения и самовыражения, которые одни только и могут спасти человечество. Я - не упускаю из виду таких при-
        ХХ-7 меров, и вся моя надежда покоится именно на них. Добавим и отважного Герша Келлера, одного из вождей кенгирского восстания 1954 (расстрелян в свои 30 лет). И вот, прочел об Ицхаке Каганове: во время советско-германской войны командир артбатареи. В 1948 получил 25 лет за сионизм; за семь лет заключения написал 480 стихотворений на иврите и запомнил без записи (РЕЭ, т.1). На своем третьем суде (10 июня 1978), уже отсидев два срока, Александр Гинзбург на вопрос: "национальность?" ответил: "зэк!" Вот это был достойный ответ, и совсем не шутка, разгневил суд. Но заслужил же и перед Россией: своей работой на Русский Общественный Фонд помощи семьям политзэков всех наций и своей мужественной отсидкой. Истинное племя зэков - это и есть мы, не различая национальностей.
        УДИВИТЕЛЬНА ПОЗИЦИЯ АВТОРА: "ВМЕСТЕ"! ТОЛЬКО ФОРМАЛЬНО! На САМОМ ДЕЛЕ: КНИГА о ЕВРЕЯХ! И ЗЭКАХ ТОЖЕ… ВОТ ТОЛЬКО ЕВРЕИ, за МАЛЫМ, ЕДИНИЧНЫМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ, в ЛЕГЕРЯХ - "ПРИДУРКИ", на СПАСИТЕЛЬНЫХ ДОЛЖНОСТЯХ! ДАЖЕ ТАМ - ВЫИСКИВАЛИ, НАХОДИЛИ ДЛЯ СЕБЯ и ЕДИНОВЕРЦЕВ "МАЛИНУ"! ЕВРЕИ не СМЕШИВАЮТСЯ с ГОЯМИ: ЖИВУТ ОБОСОБЛЕННО! ПОСТОЯННО ХИТРЯТ, ВЫГАДЫВАЮТ! ТРУДОВОЙ ЛАГЕРЬ ПРЕВРАЩАЮТ в МЕСТО ОТДЫХА! В "ДИЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ!"
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 338-339): "Но не такими были наши лагеря, спускаясь от "великого" Беломора до крохотного (2)-го лагучестка 15-го ОЛПа Московского УИТЛК (оставившего по себе, впрочем, не такое уж незаметное полукруглое здание на Калужской заставе в Москве). Там - вся наша жизнь направлялась и топталась тремя ведущими придурками: Соломоном Соломоновым, главным бухгалтером; Давидом Бурштейном, "воспитателем", а потом нарядчиком; и Исааком Бершадером. (Соломонов и Бершадер перед тем так же точно вершили лагерем при Московском Автодорожном, МАДИ). И это все - при русском начальнике, младшем лейтенанте Миронове. Все трое они появились уже при моих глазах, и для всех троих снимали с должностей тотчас же предшественников, русских. Сперва прислали Соломонова, он уверенно занял надлежащее место и расположил к себе младшего лейтенанта (думаю, что - через продукты и деньги с воли). Вскоре затем прислали и провинившегося в МАДИ Бершадера с сопроводиловкой: "использовать только на общих работах" (необычно для бытовика, уж значит, нашкодил изрядно). Лет пятидесяти, низенький, жирный, с хищным взглядом, он обошел и осмотрел нашу жилую зону снисходительно, как генерал из Главного Управления. Старший надзиратель спросил его: "По специальности кто?" "Кладовщик". - "Такой специальности не бывает". - А я - кладовщик" "Все равно за зону пойдешь, в разнорабочую бригаду". - Два дня его выводили. Пожимая плечами, он выходил, в рабочей зоне садился на большой камень и почтенно отдыхал. Бригадир наладил бы его по шее, но робел бригадир: так уверенно держался новичок, что чувствовалось: за ним - сила. Угнетенный ходил и кладовщик зоны Севастьянов. Он два года заведовал тут слитым складом продовольствия и вещснабжения, прочно сидел, неплохо жил с начальством, но повеяло на него холодом: все решено! Бершадер - "кладовщик по специальности"!
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 339): "Потом санчасть освободила Бершадера "по болезни" от всяких работ, и он отдыхал уже в жилой зоне. За это время, видимо, поднесли ему кое-что с воли. Не прошло недели - Севастьянов был снят, а кладовщиком назначен (при содействии Соломонова) Бершадер. Тут выяснилось, однако, что физическая работа пересыпки крупы и перекладки ботинок, с которой Севастьянов справлялся в одиночку, Бершадеру тоже противопоказана. И ему добавили в помощь холуя, и бухгалтерия Соломонова провела его через штаты обслуги. - Но и это еще не была полнота жизни. Самую красивую и гордую женщину лаге-
        ХХ-8 ря, лебедя М-ву, лейтенанта-снайпера, он согнул и поневолил ходить к нему в каптерку вечерами. Появился в лагере Бурштейн - и другую красавицу, А.Ш., приспособил к своей кабинке. Это тяжело читать? Но сами они нисколько не беспокоились, как это выглядит со стороны, они как будто нарочно сгущали впечатление. - А сколько ж таких лагерьков на Архипелаге где подобный сложился расклад?"
        ЛАГЕРНОЙ СУДЬБОЙ КЛАДОВЩИКА АВТОР ЗАНЯТ с ПЕДАНТИЧНОЙ СТАРАТЕЛЬНОСТЬЮ. ПОНЯТНО ПОЧЕМУ: "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛАДОВЩИК" ПРЕТЕНДОВАЛ и ЗАНЯЛ РАБОЧЕЕ МЕСТО РУССКОГО! Как АВТОР СЧИТАЕТ: НЕПРАВО! ДОКАЗЫВАЕТ "АРГУМЕНТИРОВАННО", СЛОВНО на СЛЕДСТВИИ или ПЕРЕД СУДОМ! ПОТРЕВОЖЕННАЯ ЕГО СОВЕСТЬ не ПОЗВОЛЯЕТ ПРОЙТИ МИМО ПУСТЬ ДАЖЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ, ДОПУЩЕННОЙ ЕВРЕЕМ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. ФАКТОВ У НЕГО НИКАКИХ: ЭМОЦИИ! ОДИН ДОМЫСЕЛ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ… УБЕЖДАЕТ! По ПРОШЕСТВИИ ШЕСТИДЕСЯТИ ЛЕТ! Не ВЕРИТ ЗАКЛЮЧЕНИЮ САНЧАСТИ. ПРАВДОЛЮБЕЦ РАЗОБЛАЧАЕТ МЕЛКОГО ХИТРЕЦА! ИСПОЛЬЗУЕТ "по НАЗНАЧЕНИЮ" РУССКИХ ЖЕНЩИН. УБЕЖДАЕТ: ЭТОТ "ЭКЗЕМПЛЯР" и ДРУГИЕ ПРИДУРКИ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДОВЕРИЕМ ЛАГЕРНОГО НАЧАЛЬСТВА. От ИМЕНИ ПОСЛЕДНЕГО ИЗДЕВАЛИСЬ НАД БЕЗЗАЩИТНЫМИ ЛАГЕРНИКАМИ. ОН НАДЕЛЕН ТАКИМ ОСОЗНАНИЕМ СПРАВЕДЛИВОСТИ! ПУСКАЕТ УБЕЖДАЮЩУЮ ИСКРЕННОСТЬ, СЛЕЗУ СОСТРАДАНИЯ! В СВОЮ ВЕРУ ОБРАЩАЕТ КАЖДОГО ДОВЕРЧИВОГО ЧИТАТЕЛЯ!
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 339): "Но ведь и русские придурки поступали так же безудержно, безумно! - Да. Но внутри всякой нации это воспринималось социально, вечное напряжение: богатый - бедный, господин - слуга. Когда же "командиром над жизнью и смертью" выныривает еще и не свой, это ложится довеском тяжелой обиды. Казалось бы: ничтожному, придавленному и обреченному лагернику на одной из ступеней его умирания - не все ли равно, кто именно захватил внутри лагеря власть и справляет свои вороньи пикники над его траншеей-могилой? Оказывается - нет, это врезалось неизгладимо. (МОЙ КУРСИВ. НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ АВТОР с МОЛОДОСТИ ЗАПОМНИЛ! ПРОНЕС ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ! Не ВОСПРИНЯЛ СЕРЬЕЗНО СОВЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ о "ДРУЖБЕ НАРОДОВ". ЕГО "ВМЕСТЕ": ЧУЖАК, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО! Не ПРИСТРАИВАЙСЯ к НАЦИИ МОНОПОЛИСТОВ! ИМЕЙ СВОЙ КИСЕТ-МАХОРОЧКУ: не ЖДИ УГОЩЕНИЯ ВРОЗЬ ПОКУРИМ! - М.Б.)
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 339-340): "Часть событий той лагерной зоны на Большой Калужской, 30 - я представил в пьесе "Республика труда". Понимая, что изобразить так, как оно все было, невозможно, это сочтут разжиганием неприязни к евреям (как будто эта тройка не пуще разжигала ее в жизни, мало заботясь о последствиях) - я утаил омерзительную жадность Бершадера, я скрыл Бурштейна, я переделал спекулянтку Розу Каликман в неопределенную восточную Бэллу, и только одного оставил еврея - бухгалтера Соломонова, в точности, каким он был. И что же, по прочтении, мои верные друзья-евреи? У В.Л. Теуша вызвала необычайно горячий протест. Он прочел ее не сразу, а уж когда "Современник" взялся ставить, в 1962, так что вопрос был не академический. Супруги Теуши были глубоко ранены фигурой Соломонова, они считали нечестным и несправедливым показывать такого еврея (хотя б он и был таким в жизни, в лагере!) - в эпоху притеснения евреев. (А такова эпоха - кажется, и всегда? когда же евреи у нас не притеснены?) Теуш был переполошен, возбужден до крайности и поставил ультиматум, что если я не уберегу или по крайней мере не смягчу Соломонова - разорена будет вся наша дружба, и стало быть они - не хранители далее моих рукописей. И более того, предсказывали: что самое имя мое будет невозвратно утеряно и опозорено, если я оставлю в пьесе Соломонова. Почему не сделать его русским? - поражались они. Разве уж так важно что он еврей?
        ХХ-9 (Но если это так неважно - зачем Соломонов подбирал в придурки евреев же?)"
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 340): "Я охолонул: наступил внезапный цензурный запрет с неожиданной для меня стороны, и не менее грубый, чем советский официальный. Однако решилось тем, что "Современнику" тут же запретили ставить эту пьесу. И еще отдельно возражал Теуш: у вашего Соломонова - совсем и не еврейский характер: еврей всегда держится с оглядкой, осторожно, просительно, допустим хитро, но откуда эта развязная наглость торжествующей силы? Это неправда, так не бывает! Но я-то помнил не только этого Соломонова, что было именно так! С 20-х на 30-е годы и в Ростове-на-Дону я такое видывал. Да и Френкель же так держался, по рассказам уцелевших инженеров. Этот срыв, при власти и торжестве, в наглость - как раз более всего и отталкивает окружающих. Конечно, это бывает у худших и грубых - но такое и отпечатывается. (Как на образе русском - пятна от непотребства своих негодяев)".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 340-341): "Все эти уговоры и призывы - не писать, как было, капля и каплю походит на то, что мы слышали с высоких советских трибун: о неочернительстве, о социалистическом реализме, писать, как должно быть, а не как было. Как будто художник способен забыть или пересоздать бывшее! Как будто полновесную правду можно писать местами - там, где это приятно, безопасно и популярно. И уж как подробно разбирали все еврейские образы в моих книгах и взвешивали каждую черточку на аптекарских весах, а потрясающую историю Григория М-за, из испуга не передававшего гибнущему полку приказа об отступлении ("Архипелаг ГУЛаг", Ч. VI, гл.6). - не заметили, обошли без единого слова!"
        ВЫХОДИТ, АВТОР НАЧАЛ СВОЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 4О ЛЕТ НАЗАД с НАПИСАНИЯ ПЬЕСЫ. АНТИСЕМИТСКОЙ! ОН не НОВИЧОК в ТРАКТОВКЕ "ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА"! И "200 ЛЕТ": не ПЕРВОЕ по ДАННОЙ ТЕМАТИКЕ! ЕГО БОЛЬШЕ, ЧЕМ НАС, СПАСЛА ЦЕНЗУРА. ОКАЗЫВАЕТСЯ, ИНОГДА ОНА СОВЕРЩАЛА и "ДОБРЫЕ ДЕЛА"! И ОЧЕНЬ ЖАЛЬ: ДВА ПОСЛЕДНИХ ТОМА не ПРОШЛИ ЦЕНЗУРУ! ЩАДЯЩАЯ, ЗАИНТЕРЕСОВАННАЯ, а то и ЛЮБЯЩАЯ РЕДАКТУРА Н.Д. Солженицыной ОСТАВИЛА НЕТРОНУТЫМИ СОМНИТЕЛЬНЫЕ ПАССАЖИ. Конечно, от РУССКОГО АВТОРА НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ ЗНАНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ. На ФОРУМ ИНТЕРНЕТОВСКОГО САЙТА ОДНОГО ИЗВЕСТНОГО РУССКОГО УЧЕНОГО АВТОРА (ПРЕДСТАВИМ ЕГО ТАК) Я НАПИСАЛ ЗАМЕЧАНИЕ: СЛОВО, НАУКА "ИСТОРИЯ" ПРОИЗОШЛО от ИВРИТСКОЙ "ТОРЫ" ("ПЯТИКНИЖИЯ", НАЗЫВАЮТ РУССКИЕ "ВЕТХИМ ЗАВЕТОМ"). УКАЗАННЫЙ АВТОР СРАВНИВАЕТ ВЕРСИЮ МОЮ с "НОВОХРОНОЛОГАМИ". В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ЕГО ОТВЕТА ПРОЧИТАЛ: "…Я ПРОСТО ПОКАЗЫВАЮ, КАК ДАЛЕКО МОЖНО ЗАЙТИ, ЕСЛИ В ИСТОРИЧЕСКОМ, ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ или ФИЛОСОФСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИНЦИПОМ "НАША МАМА ЛУЧШЕ ВСЕХ" и "МОЙ НАРОД - САМЫЙ КРУТОЙ!"
        ТАК ВОТ, ЗАМЕЧАНИЕ о "КРУТИЗНЕ НАРОДА" МОГЛО ВЫСКОЧИТЬ в ЗАПАЛЬЧИВОСТИ. ХАРАКТЕРНО ДЛЯ РУССКОГО! Не ДЛЯ ЕВРЕЯ! ДЛЯ НАС САМОЕ ВАЖНОЕ - ДУХОВНОСТЬ, МОРАЛЬ! И А.И. Солженицын НАХОДИТСЯ в ТОМ же НАИВНОМ НЕВЕДЕНИИ: в ПЬЕСЕ ОН НАПИСАЛ "РУССКИЙ ОБРАЗ - ЕВРЕЯ!" До СИХ ПОР ЭТОГО ПОНЯТЬ не МОЖЕТ: КАРИКАТУРА - ТОЖЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРИЕМ! Не ДЛЯ НАПИСАНИЯ ОБРАЗА, СОБИРАТЕЛЬНОГО ОБРАЗА! Да, СРЕДИ ЕВРЕЕВ БЫЛИ и ЕСТЬ "ПАРАХИ" (ГРУБИЯНЫ, с ПОКРЫТОЙ ПАРШОЙ ГОЛОВАМИ, ОЗВЕРЕВШИМИ СЕРДЦАМИ) - ОНИ ВСЕ же не ОПУСКАЮТСЯ до УРОВНЯ РУССКОГО ХАМА! ВЕЛИКИЙ ПИСАТЕЛЬ РЕШИЛ ДЛЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ. ПРИВЫЧЕНОЕ РУССКОМУ - ДЛЯ НАС НЕПРИЕМЛЕМО! КАК НИГДЕ в ДРУГОМ МЕСТЕ ПОКАЗАЛ СВОЮ ПОЛНУЮ БЕСПОМОЩНОСТЬ ОСВЕТИТЬ ЭТУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЛОЖНУЮ ТЕМУ. ПОДОШЕЛ, КАК ГОВОРИТСЯ, с КОНДАЧКА! ВЗЯЛ-
        ХХ-10 СЯ не за СВОЕ ДЕЛО! ЗАТРАТИЛ СТОЛЬКО СИЛ, ЭНЕРГИИ… НИКАКОЙ ЦЕННОСТИ ДЛЯ НАУКИ не ПРЕДСТАВЛЯЕТ! СОСТАВИЛ ЦИТАТНИК: СОМНИТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ!
        ФИЛОСОФИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ СТРЕМИТСЯ к ИДЕАЛИЗАЦИИ ВСЕГО СУЩЕГО: ПРОТИВОСТОИТ НАРОДУ. РЕАЛЬНОСТИ ЕГО ЖИЗНИ. С НИМ не СМЕШИВАЕТСЯ! Не ВХОДИТ в ЕГО СУЩНОСТЬ! ЭТО РАЗНЫЕ КАТЕГОРИИ!
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 341): "Да и "Иван Денисович" немало евреев оскорбил: что какие ведь тонкие страдальцы были, а я вывел поперед мужичка? Вот в горбачевскую "гласность" осмелевший Асир Сандлер напечател свои лагерные воспоминания. "Один день Ивана Денисовича" я не принял после первого прочтения категорически… главной персоной оказался Иван Денисович, человек с минимальными духовными запросами, замкнутый на своих сиеминутных заботах", а Солженицын поднял его как образ русского народа… (Ну точно, как и благонамеренные все коммунисты брюзжали тогда!) А "подлинную интеллигенцию, определявшую уровень отечественной культуры и науки. (Солженицын) соизволил не заметить". И беседовал Сандлер об этом с Мироном Марковичем Этлисом (оба придурки в санчасти). И Этлис тоже сказал: "Рассказанное в повести во многом искажено, поставлено с ног на голову"; "не те акценты расставлены Солженицыным по отношению к… интеллигентной части нашего контингента", "центропупское отношение (Ивана Денисовича) к себе… это терпение… это псевдохристианское отношение к окружающим". - А в 1964 Сандлер имел счастье отвести душу и с самим Эренбургом. И тот утвердительно кивнул на "крайне негативное" отношение к повести".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 330): "А в одном-то оттеночке никогда меня ни один еврей не упрекнул: что Иван Денисович, по сути, обслуживает Цезаря Марковича как слуга, хотя и с добрым чувством.
        Москва хочет знать обо всем, всех: разве это реально-возможно? Собирают доносы: писульки глупости, чепуховину. По идеологическим мотивам сажают в тюрьмы, трудовые лагеря многие тысячи людей. По разнорядке, по плану. У нас все творят по плану! Выпускают продукцию с браком! Людей производят, хоронят! По плану другого ведомства. Ничего не наладят, но есть бумажный план бюджетных поступлений прибылей. Душегубительная система: занята истреблением собственного народа. Изнурительным трудом, расстрелами, голодом. Расчищают людей в обществе, словно деревья в лесу: каждому сохранившемуся оставляют побольше жизненного пространства. Так скорее переместимся, вознесемся к коммунизму: из счастливого социалистического этапа развития. Коммунизм получится суровым, жестоким, расстрельным: хоть заранее бросайся головой в прорубь. Не позволят по старой, проторенной дороге возвратиться к капитализму. Основание укладывают трупами: вместо гравия. Ведет дорога в неведомое будущее. Из обмана, дерьма поскорее выбраться. Хоть в мыслях вознестись к романтическому сознанию.
        Сталин презирал людей и народ: за слабость, легковерие, безволие, несамостоятельность. За холопскую покорность, безропотное восприятие угнетения. Часто по одному человеку можно судить: таковы люди, народ! Нет других людей, народов! Во всем мире он чтил одного человека и политика: гитлера! Только среди немцев мог возникнуть такой гений! Гений столетия! По тактическим соображениям они даже разошлись: Сталин остался не в обиде! Во многом он следовал по образцам кумира! В советской и национал-социалистической системе, политике много имелось общего: могли слиться мирно или в процессе войны-победы. Сталин не хотел терять лидерство: надеялся на этапе противостояния договориться с гитлером. Сталин позаимствовал многое из германских образцов. Приспособил к советским условиям. Для личных целей! Однажды он получил сообщение: гитлер в новой ставке в бункере провел совещание своего главного военного командования. Он слушал уже недостаточно внимательно: главное не упустить "бункер"! Поручил берии, а также по линии военной разведки получить в сжатые сроки точное описание и чертежи бункера.
        Сталин долго думал, углублялся, советовался со специалистами: вызрела идея строительства подземного тоннеля МосквойЛенинград. По дну тоннеля проложат железнодорожную ветку, построят разъезды. Правительственный экспресс для личных целей сможет курсировать при любой погоде, в любое время суток. Идея была инженерно обкатана, продумано финансирование. Создан руководящий штаб! Рабочей силой нужного количества беспрерывным потоком снабдил гулаг (главное управление лагерей). Стройка вошла в перечень великих строек коммунизма. Проведена стахановскими методами. Нам не известно достоверно: завершена стройка десятилетия или века, воспользовался сам Сталин этой подземкой? В чрезвычайно трудных условиях проведена. Погибавших оставляли в штольнях. Раненных часто добивали! Еще Петр великий знал: народ следует подвергать "расчистке", как деревья! Созданный биолого-физическими методами советский народ исторический феномен! Даже немцы не проводили подобных жестокостей: у них они бы лучше получились! Действительно, немецкое новаторство тягостно отразилось на численности и здоровье великого русского народа. Хорошо хоть выжил!
        Стройка безостановочна: со всего союза прислали болтуновинтеллигентов. Разбавили их уголовниками: не просто расхитителями, а классово близкими власти пролетариата урками с большим стажем отсидок. Начальники и воспитатели! Землей из отвалов засыпают болота. Роют огромный котлован рядом для сбора паводковых вод. Существует план орошения огромных участков почвы Поволжья. По расчетам: из Волги нельзя брать на это воду: быстро обмелеет Каспийское море. Как заполнят огромный котлован-хранилище за 12-15 лет, решится вопрос с водосбором и распределением запаса. Годовой сток в котлован хватит для орошения участков озими, выращивания овощных культур. Установится цикл. Перекроем суховейную опасность, преодолеем угрозы засухи. Мудрый сталинский план, твердое руководство обеспечит преображение природы по установленному большевиками плану.