Я, Бельферман Моше (Моисей Исаакович), 1935
года рождения. До репатриации в Израиль 4 октября 89 г. трудился инженером. Во "вторую смену" занимался историко-литературными иследованиями, профессионально литературным творчеством. В Израиль привез пятнадцать рукописей
художественных произведений. Три из них опубликовал в 1996-2000 г.г. Это роман-дилогия под общим названием
"Характер-судьба и жизнь-лафа" ("Потомок древнейшей цивилизации" и "Бродяга в своем репертуаре"), а также книгу новелл "
Дурдом - общество в миниатюре. Дурдомовский гуманизм. (Литературная версия советской психиатрии)".
В период 20.6.97-15.10.98 г.г. написал и в 1999 г. издал книгу афоризмов и высказываний под названием "
Не приставай! Я порядочная,
чуточку... феминистка. Начнем?" К настоящему моменту имею в компьютерном наборе, записанными более тридцати тысяч высказываний. Примерно 15% афоризмы: более четырех тысяч. (Знаю: в США
каждый афоризм считают национальной ценностью, их регистрируют в определенном ведомстве, охраняют авторские права: автор имеет право на вознаграждение. Афоризмы покупают поштучно сценаристы, продюсеры фильмов). Книга высказываний и афоризмов написана с позиций женского эгоизма или феминизма. Представлен
широкий спектр мнений о самых разных, особых женских запросах и сторонах жизни. Героиня повествования высказывается открыто, прямо, ярко. Изъясняется сочным языком, наделена ярким творческим, аналитическим умом. Редко пользуется шаблонами. Афоризмы и высказывания затрагивают все возможные стороны быта,
женской телесной конструкции, противоборства с мужской противоположностью, философии, истории, секса, вкусов, семейных и общественных отношений, нравственности, политических событий. Логика мужская с чувственной добавкой. Отношение к людям, происходящему с позиций патриотических: критическое, юмористическое.
Тонкий юмор, смесь глубокомысленного английского с легковесным французским. Есть образцы плоского, пошловатого русского юмора.
Книга предназначена знатокам, любителям афоризмов, кратких
Форм, изящной словесности всех возрастов, обоего пола. Особенно заинтересует людей среднего, пожилого возраста, привыкших к чтению, ценящих юмор, имеющих свободное время для этих увлечений
(к чтению и юмористике). Уверен: часть афоризмов войдут в общественное сознание, станут широко употребляемыми, фольклорными.
28 новелл собраны в сборнике "
Дурдом - общество в миниатюре".
Описаны действия, многие бытовые обстоятельства, становящиеся
причиной психиатрических заболеваний. О маниях, бредовых состояниях, болезнях, несчастьях, устаревших методах лечения психических заболеваний. О "лечениях": без леденящих кровь ужасов. Дефекты физического здоровья: отражаются на психическом состоя
нии. Тонкая грань отделяет здоровье от психического заболевания.
О правозащитниках, жутких условиях лечебницы, советской жизни, идеологическом диктате. О цепочке связи: больной - доносчик -
психиатр - кгб. Популярно, художественными медотами популярно
изложены основы психиатрии. Без утаивании тайн. Книга о "параллельной" жизни: за зарешеченными окнами богоугодного заведения. Скальпированный срез реального социализма. В палате услышим разговоры курцов, подробности быта. Утвердилась в лечебницах дурдомовская демократия: со свободой слова.
За нее больные платят собственным здоровьем: колют нейролептики. Проводят опасные для здоровья эксперименты. Желание, мечта: вырваться из "нормального" психиатрического заключения во
всеобщий реализм дурдомовский - советского социализма. В дурдоме естественное существование на уровне инстинктов! Начинают
борьбу за демократию. От нее отваживают. Принцип общежития: дурдомовский социализм. Дурдом - веселое заведение "с теплым общением". В нескольких новеллах описано непосредственное восприятие произошедшего в 100 км. от ядерного взрыва большой мощности на чернобыльской аэс. Книга насытит интерес читателей о психологии, психиатрических недугах. Написана литературным языком. Она
предназначена людям среднего возраста, любителям изящной словесности. Особенно тем, которых донимает ностальгия по молодости,
"добрым временам": книга явится лекарством. Восстановит в памяти
советский быт, "бесплатную медицину", все прелести менторской советской системы.
Имею рукописи в машинописи следующих произведений. Роман о
Дм. Богрове, анархисте-коммунисте. 1 сентября 1911 г. в Киевском Городском (оперном) театре он стрелял в российского премьер-министра П.А. Столыпина: его смертельно ранил. Дм. Богров погиб на виселице. В дилогии "
Годы борьбы и блужданий", "
Провокатор... Герой... Кто он?" представлено сложное время политического и революционного противостояния в первом десятилетии ХХ века. В революционном 1905 года в России случилось свыше двухсот еврейских погромов. Подполь но действовавшие революционные группы и партии руководствовались теоретическим наследием, практикой Нечаева, М. Бакунина, П. Кропоткина. С 80-х годов ХIХ века в России экономический рост капитализма сопровождали социальные взрывы, революционный террор. Убили несколько царских министров, градоначальников, сановников.
В результате удачного покушения убит Царь Александр II Освободитель (не помогла ему демократическая политика, широкая реформа всей политической системы Российской Империи; зашевелились "народники" и террористы). Дм. Богров действовал в Киеве, Борисове, Кременчуге и других городах в составе групп социалистов-революционеров, максималистов, анархистов-коммунистов. Являлся боевиком, пропагандистом, казначеем: вел революционную пропаганду,
как публицист. Участвовал в издании, распространении нелегальной
литературы. Закупал оружие. Примерно в 1908 году он отошел от активной революционной работы. Спасся от репрессий и "столыпинского галстука": виселицы. Стал адвокатом. Свои семейные связи и революционное прошлое он использовал для доверительных отношений с начальником охранного отделения Kулябко. Охранка практиковала провокаторство для проникновения в революционные ряды: для осуществления государственной политики - враждебными руками.
Дм. Богров придумал историю о возможном покушении на Царя Николая II. Он получил пригласительный билет в Городской театр
для разоблачения террориста. В партере Дм. Богров приблизился к
П.А. Столыпину... Дм. Богров един с прогрессивными слоями общества: считали премьер-министра виновником, главным носителем зловещей реакции и жестокостей. Дм. Богров действовал индивидуально, без поручения и помощи организации: наказал П.А. Столыпина
за все жестокости, зверства царского режима. Отвергая революционные методы, терроризм, провокаторство, многие другие крайности, с позиций гуманизма, нельзя не признать историческую роль
этого покушения и жертвенность судьбы самого Дм. Богрова. Событие это изменило ход истории России, подвинуло ее к неисчислимым жертвам войны и послереволюционного государственного террора. Большевистские правители скопировали, продолжили, ужесточили провокаторскую практику царской охранки. Террор превратили в форму государственной политики управления.
Важный момент. Покушение еврейского террориста на премьера
И. Рабина по манере исполнения напоминает покушение Дм. Богрова
на П.А. Столыпина. Та же политика провокаторства охранных органов.
Роман "
Симфония жизни: люди, мысли, чувства..." создан по типу
пятичастной симфонии. Описывает события советской жизни в 30 г.г.
ХХ века. "
Производственные этюды": мелкий бытовой произвол коснулся молодого человека. Его просто выгнали с работы, нет возможности восстановиться, найти другую подходящую работу из-за еврейства, отсутствия "витамина пи", протекции, как это называют в Израиле. Описаны характеры исполнителей произвола и непричастных
лиц. Дан положительный образ еврея, уже не еврея - одного из болшевиков среднего звена управления. Он находится между молотом и наковальней: безропотно исполняет все угодное местному руководству, советской власти. Он более советский, чем власть, которую представляет.
"
Следователь и подследственные": дано психологическое описание, возможный вариант подготовки, осуществления первого троцкиcтского процесса в союзе. Все участники процесса: обвинители и обвиняемые учитывают интересы грядущей революции, партийно-государственную версию о предательстве оппозиционной подрывной деятельности. При этом руководствуются "высшими интересами пролетариата", революционным правосознанием. Заботятся о стабильности режима. Показано действие абсурдизма изуверской системы
классового диктата.
"
Совещание писателей": собраны мысли и представлены выступления писателей. Произнесены в 1936-37 годах. Представлена картина изуверской жестокости, самоедства, глупости, вознесенных клевет. Все это тоже совершают во имя высших интересов страны, революции, партии и народа.
"
Творчество". В конце 1936 - начале 1937 года в союзе побывали
два видных представителя западной прогрессивной творческой интеллигенции: писатели Андре Жид и Лион Фейхтвангер. Оба выпустили свои книги об увиденном и узнанном в ту эпоху. Критическая
книга гуманиста А. Жида была встречена в Москве как антисоветская. Произведение Л. Фейхтвангера встречено восторженно: переведено на русский язык. Опубликовано в журнале и самостоятельным изданием под названием "Москва. 1937". Л. Фейхтвангер присутствовал на втором троцкистском процессе. Был принят Сталиным:
имел продолжительную с ним беседу. Все это описано в публицистическом произведении. Вскоре после опубликования, книга изъята. Я
в течение двадцати лет искал эту книгу. Нашел. В своем произведении даю изложение, собственную версию поведения честного писателя, провидца, оказавшегося инструментом в борьбе внутрипартийной в Москве. В 60-80 годы я не читал ничего более достоверного,
убеждающего о событиях тех страшных лет партийно-государственного террора.
Занимались "внутрипартийными разборками".
"
Семья". Описана многочисленная еврейская семья: три поколения. Советский образ существования привнес разладность, обострил конфликтность, неприязнь друг к другу, как плод разрушительной большевистской пропаганды и необеспеченной повседневности.
Советская система привнесла подозрительность, непомерные требования, раскольничество, разброд, разрыв семейных связей, общее недовольство. Проявляется в виде неприятия на личностном уровне.
Трилогия "
Суровая зима", "
Весна скорби и надежды" и "
Беспокойное время". О событиях конца 1952-53 г.г. Подготовка "дела врачей-
вредителей, последний съезд большевиков, в одночасье ставших
коммунистами, смерть диктатора, надежды беспокойного времени...
"
Отголоски Бейлисиады в современности. Встречи и переписка с
В.В. Шульгиным". В течение нескольких лет я был занят сбором материалов по процессу М. Бейлиса, исследовательской работой. Заочно познакомился с одним из участников происходивших событий.
В.В. Шульгин, писатель, бывший депутат Государственных Дум нескольких созывов, по убеждению крайне правый, редактор-издатель газеты "Киевлянин". Он был уверен в невиновности М. Бейлиса, хотя
не отрицал возможности употребления евреями христианской крови
при изготовлении опресноков (мацы). Во время первой мировой войны он стал одним из организаторов и руководителей Прогрессивного
блока в Думе. Вместе с А.И. Гучковым принял отречение Николая II.
Являлся организатором и идеологом белого движения генерала Деникина. Оказался в эмиграции. Через несколько лет отошел от политической деятельности. Война его застала в Югославии. В конце
1944 г. советские представители тайно и насильственно вывезли его
в Москву. Осужден тройкой. Присужден к 25 годам тюремного заключения: в то время отменена смертная казнь, это было высшим наказанием. Освобожден в 1956 году Н. Хрущевым. С В.В. Шульгиным я познакомился заочно в 1961 году, с ним несколько раз встречался, переписывался. Часть этого опубликовано в моем интервью Я. Топоровскому в "Вестях" 12 апреля 2001 г.
"
Киев начала столетия".
"
Монолог": о любовных взаимоотношениях 15-летнего ученика со
своей учительницей. В рукописи также дано критическое изложение
статей брежневской конституции.
"
Я люблю тебя!" Автобиографическое изложение событий предшествующих моей борьбе за выезд в Израиль. В 1979 г. я трудился
не по основной своей специальности страховым агентом. В связи с
подачей документов на выезд в Израиль, уволен с работы. Восстановлен по суду. Арестован перед началом Олимпиады: в заключении находился 53 дня. В отказе 12 лет.
Пьеса "
Встреча Мудрости с опытом": о действительно произошедшей встрече двух умнейших людей древности. Философ, первый диалектик Демокрит занят своими исследованиями и рассуждениями.
Живет отшельником в кладбищенском склепе. Жители города Абдер
его считают ненормальным. Обратились в южный город Эллады Кос
к отцу современной медицины Гиппократу с просьбой приехать в
Абдеры: излечить Демокрита. Гиппократ согласился. Застал озабоченного Демокрита, ученого, умницу. Гиппократ понял: глупое, невежественное общество не воспринимает талантливость. Отличный образ поведения, мышления, высокий уровень знаний считают проявлением ненормальности. Это давняя моя пьеса. Возможно, нуждается
в доработке для постановки на сцене театра.
Р.S. В декабре прошлого года я отдал в издание вторую часть книги
афоризмов и высказываний "Не приставай!" Книги до сих пор не получил. До последнего времени не был уверен, что она в печати. В конце прошлой недели присутствовал в утверждении обложки, заглавия
книги. Надеюсь ее получить в ближайшее время. Тираж книги в твердой обложке тысяча экземпляров. 400 страниц. Короткие высказывания: примерно 15 тысяч. Из них 10% афоризмов. 3.6.2001 г. М. Б.
P.p.s. В настоящий момент работаю над необычным романом. Первоначальное его название "
Медиум. Общение творческих Душ". Яаков
оказался жертвой террористического акта. Получил травму головного
мозга. Страдает хронической потерей сна. Зато он обрел уникальные
способности: вызывает умершие Души, с ними беседует. По ночам коротает время: общается с существом собственной Души и вызывает
другие Души. В одном повествовании располагаются рядом разные
психологические образы из разных эпох.
10.7.2001 г.
Moshe Belferman:
tel.04-980-94-05,056-432-185, shd.Ben-Gurion,
252a-6 POB 3871,
Shlomi, 22832 Israel
E-mail: BLF-Moshe@List.ru
Моя молодая родственница Е.Г. ходатайствует в США о предоставлении ей статуса беженки. Обратились с просьбой о предоставлении свидетельств о нарушениях прав человека в России. Я высказался в том смысле: готов предоставить доказательства, но! В Израиле проживаю давно: могу прислать документы о прошлом состоянии в союзе бывшем. Никаких личных сведений, документов о последних почти двенадцати годах не имею. Думаю, американцев интересуют факты нарушений в современной России. Подготовил письмо, выслал родственнице для предоставления своему адвокату.
Глубокоуважаемые Господа!
Я, Бельферман Моше. Родился в 1935 г. в Харькове, на Украине. До репатриации в Израиль 4.10.89 г. носил имя Моисей Исаакович. С 1945 года до выезда в Израиль на постоянное местожительства проживал в Киеве по адресу: проспект 50-летия Октября, 5, кв. 99. Мой нынешний адрес... В настоящий момент пенсионер, занят литературным творчеством. Пользуюсь появившейся уменя возможностью обратиться к юридическим органам, представителям Правительства Соединенных Штатов Америки с личной просьбой, общественным требованием выявить старания, терпимую последовательность с целью осуждения большевистско-коммунистического режима России (бывшего советского союза), как преступного. В стараниях проведения угнетения, геноцида собственного народа всех национальностей, в соучастии в развязывании и ведении завоевательной преступной Второй мировой войны. В уничтожении еврейской культуры, народных традиций, представителей творческой интеллигенции, проведение государственной политики антисемитизма (параллельно всоветском обществе свирепствовал бытовой антисемитизм в гнусных, зоологических формах).
Еврейская трагедия в советском союзе началось раньше Катастрофы еврейского народа в Европе - Шоа (Халакост), явилась продолжением антисемитской политики Романовых, выразившейся в существовании в дореволюционной России пресловутой "черты еврейской оседлости". Отменена декретом Временного правительства в марте 1917 г. Выделяю антиеврейскую политику советского режима, как наиболее гнусную, разрушительную для малого народа. В угнетении, уничтожении советских народов в России, национальных республиках принимали личное участие все большевистские руководители, начиналось с ленина и сталина. В этих преступных действиях участвовали последующие советские руководители хрущев, брежнев, андропов, черненко, горбачев. Уехали мы при правлении последнего: могу засвидетельствовать только о времени проживания до конца сентября 1989 года, на основании документов и личных наблюдений. По моим примерным расчетам с 1917 г. до 1990 г. большевистско-коммунистические режимы истребили, выморили голодом, включая жертвы войн, как минимум 70-80 миллионов человеческих жизней. Эти преступления должны быть осуждены, преступники названы и примерно наказаны. Для того, чтобы подобное не повторилось в мировой цивилизации.
Семьи моих предков, дедушек, бабушек проживали на Украине, недалеко от города Каменец-Подольска. Многочисленная семья отца в городе Новой Ушице, матери в Миньковцах. По современному административному делению Новая Ушица и Миньковцы входят в состав Хмельницкой области. В семье отца четверо детей пострадали от репрессий советской власти. Отец мой Ицхак был старшим ребенком в семье. Много он работал для прокормления большой семьи. В 1933 году, как активного работника-заготовителя и общественника его арестовали с другими кооператорами Н.Ушицы. Обвинили в политическом преступлении: получении незаконном переходного красного знамени. Сохранилась фотография кооператоров, снятых рядом с этим знаменем. Отец трудился в трудовом лагере на строительстве канала Москва-Волга. Обвинение было надуманным. Из трудового лагеря отца освободили старания моей активной бабки Малки. Она поехала в Москву, добилась приема у руководящего сотрудника нквд. В заключении отец находился около года. Отец женился в 1934 г. на моей матери Гитии Шехтман. Они переехали в Харьков. Жили в бараке тракторного завода. Там я родился.
Бараки находились возле кромки Дробовецкого оврага, в котором нацисты расстреляли многие тысячи евреев. Эвакуировались мы, точнее бежали: матьс двумя малолетними детьми, из Харькова в конце сентября 1941. Маршрут эвакуации: Харьков - Сталинград - Куйбышев - Узбекистан (Ташкент, Бухара, город Кермине Бухарской области). Отец позже приехал: не отпускали с работы. Недолго он поработал в мтс (машинно-тракторной станции) Кермине. В самом конце 1941 г. в возрасте 44 года отца мобилизовали в армию. Военную подготовку он получил в Коканде: стал минометчиком. Отправили на фронт. Уже после форсирования Днепра в ноябре 1943 г. их большая воинская часть попала в окружение в районе Василькова и Белой-Церкви. Оказался в нацистском плену. Активисты концлагеря проводили перепись военнопленных.Отец прямодушно назвался евреем. Большевистская пропаганда даже во время жестокой войны не сообщала о нацистских зверствах, массовых убийствах евреев. Порядочный переписчик посмотрел сурово на отца, сказал: "чтобы больше я этого не слышал!" Этим спас отца.
В последующих переписках отец представлялся караимом. В концлагерях проводили сортировку пленных по национальностям. Украинцев освобождали: возвращались по домам. Отец попал к караимам. Караимы доказали нацистам: они по происхождению тюрки, потомки Хазарского каганата, не являются евреями. Не признают устного Учения, Талмуд и Каббалу. По верованиям, обрядам близки к христианам. Караимы начали выпытывать у отца, что он знает о их традициях, откуда родом, прочие подробности. Отец был вынужден бежать от караимов в общий лагерь, иначе выдали бы нацистам. Из концентрационного лагеря отца отправили на сельскохозяйственные работы на запад Германии. Работа была трудная, непосильная. Кормежка плохая, жизнь суровая, обстановка жестокая. Там он пробыл полтора года. Освобожден союзническими американскими войсками. Решил вернуться к семье в союз, хотя ему этого не советовали делать. Приглашал брат Симха из Палестины. Свободно отец ехал до города Новоград-Волынска.
Всех бывших военнопленных арестовали. Отец попал в советский концентрационный лагерь. В нквд отца долго издевательски допрашивали следователи. Требовали доказать невиновность перед властью советской, отсутствие с нацистами сотрудничества. Следователи многократно задавали один вопрос: "Как это ты, еврей, спасся?" После освобождения отец рассказывал: следователи о нем, как о всех подследственных собирали свидетельские показания. Ничего компрометирующего. Давали честные, положительные показания люди: отец их даже не запомнил. Он старше других, как батя запоминался. Отца держали в концлагере: работал на химическом комбинате в Сталиногорске, под Москвой (переименован, кажется в Химки). Из заключения отца освободили приблизительно в конце 1946 или начале 1947 г.
Мать и мы, дети, ничего не знали о муже, отце с конца 1943 г.: пришло сообщение "пропал без вести". Нас лишили очень скромного пособия, оставили продуктовые карточки. В Кермине я пошел в школу. В 1944 г. уехали из Средней Азии. Примерно год находились в Саратове, у дяди. Окончание войны в Саратове встретили, позже уехали в Харьков, но не смогли вернуть свою квартиру и мебель, потому уехали в Киев к родственникам. Квартиры у нас не было: ютились по углам. Позже вернулся отец без права жительства в Киеве. У нас квартиры не было: намучались! Помогли знакомые, сыграли свою роль деньги.
Родители купили глубокий, сырой подвал по адресу ул. Владимирская
в д. 73, кв. 3. В этой квартире прожили с 1947 по 55 г. Среднюю школу я закончил в 1952 г. Попытался поступить в Киевский политехнический институт. Меня выгнали на первом же экзамене по математике, хотя был подготовлен по этому предмету: два года посещал подготовительный курс по математике в Киевском университете, успешно участвовал на ученических олимпиадах.
В тот период в знаменитом политехническом институте в продолжении длительного времени орудовала преступная шайка вымогателей во главе с неким кабальским: значительное число студентов набирали за счет платящих взятки. Евреев почти не принимали. Этому способствовал никогда не дремавший украинский национализм, антисемитизм. Через многие годы кабальского наказали за взяточничество. В том 1952 году поступил я в Брянский лесохозяйственный институт. Проучился до 1957 г.: получил квалификацию инженера лесного хозяйства. Во время учебы, жизни и общения со студентами узнал,почувствовал силу, ненавистничество бытового антисемитизма. Среди тамошних студентов бытовали убеждения: евреи употребляют в пищу христианскую кровь: входит в состав пасхальных опресноков. В дореволюционном 1913 г. в Киеве проходил процесс М. Бейлиса, обвиненного в таком преступлении. На суде М. Бейлис оправдан, но осталась злая легенда, имела, имеет до сих пор широкое хождение в России, Украине среди широких невежественных слоев обывательских масс. До отъезда в Израиль я отдал 30 лет литературным занятиям: сбором материалов, исследовательской и творческой деятельностью. Мои литературные произведения не публиковали. Подвергся разного рода административным и психиатрическим преследованиям.
Мой отец умер в 1979 г., после шестого инсульта. Главная сегодняшняя забота: перевезти останки отца, перезахоронить на оплаченном участке кладбища Шломи.
Мой дядя Симха рано включился в сионистскую деятельность. С докладами ездил, проводил беседы, организовал другие мероприятия по популизации еврейской культуры,
необходимости переселяться на историческую родину в Палестину. Примерно в 1920 году оказался на нелегальном положении: ночевал на разных квартирах. В 1921 г. Симху арестовали. Выпустили. Несколько раз арестовывали. В 1926 г. к Симхе применили наказание: лишили гражданства, выслали за пределы России в Палестину. Этому посодействовала гражданская жена писателя М. Горького Андреева: занималась правозащитной гуманной деятельностью. С того времени он проживал в Палестине. Участвовал во многих событиях. Похоронен возле Натании. Обе его дочери с семьями Илана и Рут живут в Хайфе и в машаве возле Натании.
Моя тетя Хая (Клара) под влиянием брата Симхи рано включилась в сионистскую работу. Спасаясь от преследований властей, бежала из родительского дома с другом Симхи.
Помнится, она являлась участницей еврейского колхоза в Джанкое, в Крыму. После ликвидации колхоза из-за сионистской идеологической направленности, тетю направили на поселение в Казахстан. После освобождения, при содействии друзей, выдавших поручительство, Хая перед войной работала в Запорожьи на "Запорожстали". Жила со спасенной дочерью Розой. Муж Хаи бесследно пропал в сталинском гулаге: она боялась узнавать его местонахождение и дальнейшую тюремную судьбу.
Мой дядя Бенцион был партийным активистом, даже выслужился до должности секретаря райкома партии. Он конфликтовал с женами. В результате попал под действие психиатрического террора. Мне неведомо за какие проступки он долгие годы находился в психиатрических лечебницах. Проживал в Москве.
Дедушка Шмил, бабушка Малка с детьми примерно в 1928 г. переселились из Новой Ушицы в Ново-Константинов Запорожской, ныне Черкасской области. Построили дом. Работали в еврейском колхозе.
Второй мой дед Сани (Александр) с бабушкой Шейвой проживали в Миньковцах. Он был потомственным шохетом (резником птицы и скота): подвергался преследованиям властей, как служитель культа. Как кустаря, его облагали повышенным налогом. У него отняли большую часть дома. Лишили права голоса. Его сын Барух хотел учиться, но не мог как сын "лишенца". Был
он вынужден отказаться от родителей, после этого только поступил на рабфак, закончил финансовый факультет института. Работал по профессии в финансовых органах. Участвовал в войне в качестве офицера: капитан. В Киеве этот талантливый финансист трудился бухгалтером в маленьких предприятиях. Даже будучи партийцем, не пользовался способностями, большим опытом контроля. Дедушка Сани не успел эвакуироваться. Вместе с другими евреями его нацисты с украинскими полицаями прикладами заставили подняться на гору. Расстреляли 25 августа 1941 г. Похоронили в общей братской могиле.
ЛИЧНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА. ...Меня спасло от ареста, личных страданий обстоятельство: в 1976-77 г.г. переслал союзу писателей союза и всесоюзному агентству по авторским правам порциями рукописи своих произведений: "Симфония жизни: люди, мысли, чувства" - 5 частей. Произведение о событиях 30- х г.г., троцкистские процессы. Дилогию о Дм. Богрове, анархисте-коммунисте, террористе, стрелявшем в премьер-министра П.А. Столыпина. "Годы борьбы и блужданий", "Провокатор, герой: кто он?" Трилогию о событиях 52-53 г.г. "Суровая зима", "Весна скорби и надежды" и "Беспокойное лето". Еще: "Монолог", "Киев начала столетия", "Отголоски Бейлисиады в современности. Встречи и переписка с В.В. Шульгиным". "Дурдом: общество в миниатюре", "Дурдомовский "гуманизм". "Тени жизни". "Характер - судьба" и другие.
июнь 2001 г.