К главе 11     ЕВРЕЙСКОЕ и РУССКОЕ ОСОЗНАНИЕ ПЕРЕД МИРОВОЙ ВОЙНОЙ.

    

        А.И. Солженицын (т.1 стр. 452): В России, спасенной на одно десятилетие от гибели, лучшие умы среди русских и евреев успели оглянуться и с разных точек оценить суть нашей совместной жизни, серьезно задуматься над вопросом народной культуры и судьбы. Народ еврейский двигался сквозь переменчивую современность с кометным хвостом трехтысячелетней диаспоры, не теряя постоянного ощущения себя нацией без языка и территории, но со своими законами (Соломон Лурье), силой своего религиозного и национального напряжения храня свою отдельность и особость во имя вышнего, сверхисторического Замысла. Стремилось ли еврейство ХIХ-ХХ веков к уподоблению и слитию с окружающими народами? Как раз российское еврейство долее и позже своих иных соплеменников сохранялось в ядре самоизоляции. А с конца ХIХ в. именно российское еврейство крепло, множилось, расцветало, и вот вся история еврейства
        в новое время стала под знаком русского еврейства , у которого обнаружилась и напряженная чуткость к ходу истории (Б.-Ц. Динур).
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 452-53): А русские мыслители были озадачены обособлением евреев. Для них в ХIХ веке вопрос стоял: как его преодолеть. Владимир Соловьев, глубоко сочувствовавший евреям, предлагал осуществить это любовью русских к евреям. Ранее того Достоевский отметил непропорциональное ожесточение, встретившее его хотя и обидные, но малые замечания о еврейском народе. Ожесточение это свидетельствует ярко о том, как сами евреи смотрят на русских... что в мотивах нашего разъединения с евреем виновен, может быть, и не один русский народ, и что скопились эти мотивы, конечно, с обоих сторон, и еще неизвестно на какой стороне в большей степени .
        О ЧЕМ РЕЧЬ?! КАКАЯ ЛЮБОВЬ?! В ОТНОШЕНИИ к ЕВРЕЯМ РУССКИЕ в СВОЕМ БОЛЬШИНСТВЕ ПРОЯВЛЯЛИ ЗАВИСТЬ, ЗЛОБУ, ЕХИДСТВО, НЕТЕРПИМОСТЬ, НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВО, МСТИТЕЛЬНОСТЬ, ЖЕСТОКОСТЬ... ВСЕ ХУДШЕЕ, что ИМЕЕТСЯ в НАРОДЕ, ЖИВОТНЫЕ ИНСТИНКТЫ ЧАСТО ВЫХЛЕСТЫВАЛИ, ОБРЕТАЛИ ДИКИЕ ФОРМЫ, ЗАЛИВАЛИ КРОВЬЮ: НАПРАВЛЕНЫ ПРОТИВ ЕВРЕЕВ. РУССКИХ, ОСОБЕННО УКРАИНЦЕВ не ОБМИНУЛО ПАЛАЧЕСТВО. ПОЛЯКИ за КРУЖКУ ПИВА УЧАСТВОВАЛИ в ГЕНОЦИДЕ ЕВРЕЕВ. Да и БОЛЕЗНЕННО НЕРВНЫЕ БЕЛОРУСЫ не ТОЛЬКО ВОДИЛИ НАЦИСТОВ по ЛЕСАМ в ПОИСКАХ ПАРТИЗАН, но и ВЫДАВАЛИ СВОИХ ЕВРЕЕВ . ИМ МАЛО БЫЛО: ЕВРЕИ ПРЕОДОЛЕВАЛИ СОБСТВЕННУЮ ГОРДОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО, СТЛАЛИСЬ ПЕРЕД НИМИ, ХАМАМИ, ПЬЯНЫМИ ХАРЯМИ и СВИНЬЯМИ?!
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 453): Из того же конца ХIХ века Я. Тейтель сообщил нам такое свое наблюдение: Евреи в большинстве материалисты. Сильно стремление у них к приобретению материальных благ. Но какое пренебрежение к этим благам, раз вопрос касается внутреннего я , национального достоинства. Казалось бы, почему масса еврейской молодежи, не соблюдавшая никаких обрядов, не знавшая часто даже родного языка, - почему эта масса, хотя бы для внешности, не принимала православия, которое настежь открывала двери всех высших учебных заведений и сулило все земные блага ? уж хоть ради образования? ведь наука, высшее знание ценилось у них выше денежного богатства . А они удерживались соображением не покинуть стесненных соплеменников... Еврейская учащаяся молодежь скверно себя чувствовала на Западе... Немецкий еврей смотрел на нее как на нежелательный элемент, неблагонадежный, шумливый, неаккуратный ; и от немецких евреев в этом не отставали... французские и швейцарские евреи (Я.Л. Тейтель).
        (т.1 стр. 453) А.Д. Пасманик упоминал о таком разряде крестившихся евреев, которые пошли на это вынужденно и оттого только горше испытывали обиду на власть и чувство оппозиционности к ней. (С 1905 переход был облегчен: не обязательно в православие, лишь бы вообще в христианство, а протестантизм был многим евреям более приемлем по духу. И с 1905 снят запрет возврата в иудейство . (ЕЭ, т.11).
        Не ЗНАЮ, СТОИТ ли ОБЪЯСНЯТЬ А.И. Солженицыну ОЧЕВИДНУЮ ИСТИНУ. ИУДАИЗМ, РЕЛИГИЯ НАША не КАРТЕЖНАЯ ИГРА, когда МОЖНО НАЧИНАТЬ ИГРУ с КОЗЫРЕМ РАЗНОЙ МАСТИ. ЕВРЕЙ: РОЖДЕН ЕВРЕЕМ, УМИРАЕТ ЕВРЕЕМ. В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНИ НЕТ у НЕГО ПРАВА и ВОЗМОЖНОСТИ СТАНОВИТЬСЯ ПРИВЕРЖЕНЦЕМ ДРУГОЙ РЕЛИГИИ или СЕКТЫ. ИУДАИЗМ СТРОГ: не ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОИСКА и ВЫБОРА. НЕЛЬЗЯ от ИУДАИЗМА ОТОЙТИ на ВРЕМЯ ! ОТОШЕДШИЙ УЖЕ не НАШ! ВСЕ! ОТРЕЗАННЫЙ ЛОМОТЬ! Не НУЖНЫ НАМ СОВРАЩЕННЫЕ и СОВРАТИТЕЛИ! ОБЩИНА не ПРИМЕТ! НЕОФИТЫ ЭТО ЛЮДИ ДРУГОГО СОРТА: УШЕДШИЕ от ХРИСТИАНСТВА! РАВВИНЫ ИХ ДОЛГО ОТГОВАРИВАЮТ СОВЕРШАТЬ ЭТОТ СЛОЖНЫЙ ШАГ, подчас даже ОПАСНЫЙ для ЖИЗНИ в ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ. ТАК БЫЛО!
        (т.1 стр. 453-54) В.С. Мандель: русское правительство... окончательно зачислило еврейский народ отечества... хуже того было, что многие еврейские политики зачислили и самих себя в такие враги, ожесточив свои сердца и перестав различать между правительством и отечеством Россией... Равнодушие еврейских масс, еврейских лидеров к судьбам Великой России было роковой политической ошибкой . Д.О. Линский: принадлежность к еврейскому племени придает человеку какую-то специфическую позицию в общероссийской среде . Г.А. Ландау: замечательная двойственность: привычная эмоциональная привязанность у весьма многих (евреев) к окружающему (русскому миру), врощенность в него, вместе с тем рациональное отвержение, отталкивание его по всей линии. Влюбленность в ненавидимую среду .
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 454-55): И.В. Гессен во 2-й Государственной Думе, в марте 1907, отрицая, что революция все еще в кровавом разгоне, и тем отрицая за правыми позицию защитников культуры от анархии, воскликнул: Мы, учителя, врачи, адвокаты, статистики, литераторы... мы враги культуры? Кто вам поверит, господа? - справа ему крикнули: Русской культуры, а не еврейской! Не враги, нет, зачем же такая крайность, но указывала русская сторона безраздельные ли друзья? Трудная дорога сближения и была та, что этим блистательным адвокатам, профессорам и врачам как было не иметь преимущественных глубинных еврейских симпатий? могли ли они чувствовать себя вполне, без остатка русскими по духу? Из этого же истекал более сложный вопрос: могли ли интересы государственной России в полном объеме и глубине стать для них близки сердечно? ...утвердился термин идишизм : оставлять евреев евреями, а не ассимилироваться. Еще был особый, совсем не массовый, но и не пренебрежимый путь ассимиляции через смешанные браки. И еще такая поверхностная струя ассимиляторства как переимка искусственных псевдонимов на русский лад .
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 455): И именно в эти же десятилетия, и настойчивее всего в России, - развился сионизм. Сионисты жестоко высмеивали ассимиляторов, возомнивших, что судьбы российского еврейства неразрывно связаны с судьбами России... рельефному публицисту Вл. Жаботинскому... в предреволюционные годы досталось высказать слова не только отталкивания от России, но и слова отчаяния. Жаботинский так понимал, что Россия для евреев не более как заезжий двор на их историческом пути, надо двигаться в дальнейший путь, в Палестину. Он страстно писал: ведь мы соприкасаемся не с русским народом, но узнаем его по культуре главным образом, по его писателям... высшим, чистейшим проявлениям русского духа , - и это суждение переносим на весь русский мир. Многие из нас, детей еврейского интеллигентского круга, безумно и унизительно влюблены в русскую культуру... унизительной любовью свинопаса к царевне . А еврейство узнаем в обыденщине, в обывательщине .
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 456): К ассимилянтам он (Жаботинский) безжалостен. Множество рабских привычек, развивавшихся в нашей психологии за время обрусения нашей интеллигенции , потеряли надежду или желание сохранить еврейство неприкосновенным и ведут его к исчезновению со сцены . Средний еврей-
        ский интеллигент забывает о себе самом, слово еврей считается лучшим не произносить: не такое время ; боятся написать мы, евреи , но пишут, мы, русские и даже: наш брат русак . Еврей может быть россиянином первого ранга, но русским только второго . С момента, когда еврей объявляет себя русским он становится гражданином 2-го класса , а притом у него сохраняется особый акцент души . Происходит эпидемия крещений для выгоды, иногда и мельче, чем для диплома. Тринадцать серебряников равноправия . Покидая нашу веру не оставайтесь и в нашей национальности... Сама объективная сила вещей, имя которой чужбина, обратилась ныне против нашего народа, и мы бессильны и беспомощны .
        (т.1 стр. 456) Мы и раньше знали, что окружены врагами ; эта тюрьма (Россия), лающая псарня ; поверженное и израненное тело затравленного, окруженного повсюду врагами, беззащитного российского еврейства ; в глубокой яме копошатся... шесть миллионов (человек)... эпоха медленной пытки, затяжного погрома ; ... газеты, содержимые на еврейские деньги , не защищают евреев в эту эпоху неслыханной травли . Вот уже несколько лет, как евреи в России плотно сидят на скамье подсудимых , хотя мы не революционеры, мы не продавали Россию японцам и мы не такие, как Азеф, Богров; впрочем о Богрове: над этим каков бы он ни был несчастным юношей в час изумительной (!) его кончины... надругались те десять хамов из выгребной ямы киевского черносотенства , захотевшие удостовериться в факте казни убийцы... Мы теперь культурно нищи, наша хата безотрадна, в нашем переулке душно... Наша главная болезнь - самопрезрение, наша главная нужда развить самоуважение... Наука о еврейcтве должна стать для нас центром науки... Еврейская наука стала для нас прибежищем единственного спасения .
        (т.1 стр. 457) В. Жаботинский: есть моменты, когда ассимиляция представляется безусловно желательной, когда она есть необходимый этап прогресса ... после 60-х г.г. ХIХ в., когда еврейская интеллигенция только зарождалась, осваивала окружающую среду, зрелую культуру. Тогда ассимиляция была не отречением
        от еврейского народа, а напротив первым шагом еврейской национальной самодеятельности, первой ступенью к обновлению и возрождению нации... усвоить чужое, чтобы затем с новой силой развивать свое ... в молодых поколениях и надо насаждать еврейские начала. Теперь грозит бесследное растворение в чужом: Сыновья наши с каждым днем уходят... становятся нам чужды; просвещенные дети служат всем народам на свете, только не нам, нет работников ни для какого еврейского дела... Окружающий мир слишком прекрасен, приволен и богат - не дадим же ему сманить еврейскую молодежь от неприглядности... еврейского существования... Углубление в национальные ценности еврейства должно стать главным... элементом еврейского воспитания . Круговая порука, которой только может нация держаться (нам бы это сознание! А.С.), - а ренегатство тормозит борьбу за права евреев; вот, мол, есть выход и уходят... последнее время... густыми массами, с такой циничной легкостью... Царственный дух (Израиля) во всем его могуществе, его трагическая история во всем ее грандиозном великолепии . Кто мы такие, чтобы перед нами оправдываться? кто они такие, чтобы нас допрашивать? .
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 458-59): ни одной нации или вере не дано судить другую. И призывы о возврате к еврейским корням никак не впустую прозвучали в те годы. В предреволюционном Петербурге в кругах
        русско-еврейской интеллигенции наблюдался высокий подъем интереса к еврейской истории ... А в других еврейских головах, напротив, укреплялось убеждение, что будущее российского еврейства неразрывно связано с будущим России. Хотя и разбросанное по необозримым пространствам и вкрапленное в чужую стихию... русское еврейство было и осознавало себя единым целым. Ибо едина была среда, нас окружающая... единая культура. Эту единую культуру мы в себя впитывали на всем протяжении страны (И.М. Бикерман). Русское еврейство всегда умело связывать свои интересы всего русского народа. И это было не от благородства характера и не из чувства признательности, а из ощущений исторических реальностей... Россия для миллионов ее населяющих евреев не случайная остановка в исторических странствованиях Вечного Жида... Русские пути мирового еврейства были и будут исторически самыми значительными. От России нам не уйти, как (и) самой России от нас не уйти . (С. Иванович).
        (т.1 стр. 459-60) О.Я. Пергамент: никакое улучшение русской внутренней жизни невозможно без одновременного освобождения евреев от тяготеющего над ними бесправия (ЕЭ, т.12). Г.Б. Слиозберг: Я с детства привык сознавать себя прежде всего евреем. Но уже с самого начала моей сознательной жизни я чувствовал себя и сыном России... Быть хорошим евреем не значит не быть хорошим русским гражданином... В нашей работе нам не приходилось преодолевать тех препятствий, которые на каждом шагу ставились польскому еврейству со стороны поляков... В российской государственной жизни мы, евреи по национальности, не составляли чужеродного элемента, так как в России уживались многие национальности, объединенные в русской государственности без попыток поглощения всех прочих со стороны господствующей национальности... Культурные интересы России отнюдь не сталкивались с культурными интересами еврейства.
        Одна культура как бы дополняла другую . И даже с таким полуюмористическим замечанием: по неясности и противоречивости российских законов о евреях ему в 90-е годы надо было начать творить специальную еврейскую юриспруденцию, с применением методов чисто талмудических .
        Для А.И. Солженицына, ДАЛЕКОГО от ЕВРЕЙСТВА, ЕМУ ЧУЖДОГО и ДАЖЕ ВРАЖДЕБНОГО: ТАЛМУДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ полу - или ПОЛНОСТЬЮ ЮМОРИСТИЧЕСКИМ. ПРОСВЕЩЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПОДОБАЕТ ЗНАТЬ: в ТАЛМУДЕ ЕВРЕЙСКИЕ МУДРЕЦЫ РАЗРАБОТАЛИ СИСТЕМЫ (НЕСКОЛЬКО СИСТЕМ) ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ, НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ, РЕЛИГИОЗНЫХ ТРЕБОВАНИЙ. ПРИНЦИПЫ ЕВРЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАКРЕПЛЕНЫ в ТАЛМУДЕ. ГЛАВНЫЕ из НИХ ЛЕГЛИ в ОСНОВУ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПОУМНЕВШИЕ с ПОМОЩЬЮ ЕВРЕЕВ, их МОРАЛИ и УКАЗАННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННОГО и ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, еще НЕДАВНО ПРОЯВЛЯВШИЕ ВАРВАРСТВО и ДИКОСТИ ЕВРОПЕЙЦЫ, ОСМЕЛИВАЮТСЯ НАМ ЧИТАТЬ НОТАЦИИ и УЧИТЬ ЖИТЬ по СОВРЕМЕННЫМ ГУМАННЫМ ЗАКОНАМ . НЕВЕЖДЫ не ЗНАЮТ, не ПРЕДПОЛАГАЮТ ДАЖЕ: ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА и СПРАВЕДЛИВОСТИ РАЗРАБОТАНЫ НАШИМИ ДАЛЕКИМИ ПРЕДКАМИ. В ТЕ ВРЕМЕНА ДИКИЕ ПЛЕМЕНА ОСТГОТОВ, ФРАНКОВ, САКСОНЦЕВ, да и АНГЛО-САКСОВ БЛУЖДАЛИ по БОЛОТИСТЫМ ДЕВСТВЕННЫМ ЛЕСАМ и ПОЛЯМ ЕВРОПЫ. ОХОТИЛИСЬ, ПИТАЛИСЬ ПОДНОЖНЫМ КОРМОМ. ОТБИВАЛИСЬ ДУБИНКАМИ, КАМНЯМИ.
        А.И. Солженицын УБЕЖДАЕТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СЕБЯ: ПРОГРЕССИВНОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО, как и ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОСТАВАЛОСЬ в СТОРОНЕ. Не ПРЕДОТВРАТИЛО, не ОСТАНОВИЛО ПОГРОМЫ, ГЕНОЦИД. АВТОРУ НУЖНА СВОБОДНАЯ ТРИБУНА: ПУСТЬ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ!
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 460): евреи имели в России предреволюционных десятилетий мощнейшую заединую поддержку прогрессивного общества. Она, может быть, стала такой на фоне стеснений и погромов (ЭТО ЦИНИЗМ или ГЛУПОСТЬ: ХВАЛИТСЯ ПОГРОМАМИ?! М.Б.) но тем не менее ни в какой другой стране (может
        быть и за всю предшествующую мировую историю?) она не была столь полной. (ТРУДНО БЫЛО ОПРЕДЕЛИТЬ ЛИЧНОСТЬ, да и СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПОГРОМЩИКОВ (МЕЩАНЕ, ИНТЕЛЛИГЕНТЫ ? НЕПРИМЕННО СЪЕЗЖАЛИСЬ КРЕСТЬЯНЕ из СОСЕДНИХ МЕСТ за НАГРАБЛЕННЫМ!) Не ЗНАЮ, кого АВТОР ВПУСКАЕТ в ПРОГРЕССИВНОЕ ОБЩЕСТВО? РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО, ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ и ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЕ ПРЕДСТАВЛЯЛИСЬ АНТИСЕМИТСКИМИ. ВСТРЕЧАЛИСЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВЕДНИКИ МИРА ! У НЕКОТОРЫХ ВАЖНЫХ ГОЕВ в УСЛУЖЕНИИ НАХОДИЛИСЬ СВОИ ЕВРЕИ - М.Б.).
        (т.1 стр. 460) Наша широкодушная свободолюбивая интеллигенция поставила за пределы общества и человечности не только антисемитизм но даже: кто громко и отчетливо не поддерживал, и даже в первую очередь, борьбы за равноправие евреев уже считался бесчестным антисемитом . (Откуда ОН ЭТО ВЗЯЛ? Из ДУМСКОЙ ПОЛЕМИКИ?! Я НЕМНОГО ИЗУЧАЛ РУССКИЕ ВЗГЛЯДЫ в ЭПОХУ ДЕЛА Бейлиса. Да, ИМЕЛИСЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ АДВОКАТЫ, ПУБЛИЦИСТЫ: не СЛОЙ, не СИСТЕМА! Не НАДО УСПОКАИВАТЬ и ОБМАНЫВАТЬ САМОГО СЕБЯ! РОССИЯ ТРАДИЦИОННО АНТИСЕМИТСКОЕ ГОСУДАРСТВО. Да, ЕВРЕЕВ ВНЕ ЧЕРТЫ ОСЕДЛОСТИ БЫЛО МАЛО, а потому АНТИСЕМИТИЗМ ЕЩЕ НЕ ПРИОБРЕЛ ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ, как в МАЛОРОССИИ (УКРАИНЕ), ПОЛЬШЕ, БЕЛОРУССИИ... СОВЕТСКИЙ АНТИСЕМИТИЗМ не ВОЗНИК на ГОЛОМ МЕСТЕ. Конечно, ДОБАВИЛИ ЖЕСТОКОСТИ, МЕСТИ НАЦИСТЫ. Но и без НИХ ХВАТАЛО! М.Б.).
        (т.1 стр. 460) Будко-совестливая, остро чуткая русская интеллигенция постаралась полностью внять и усвоить именно еврейское понимание приоритетов всей политической жизни: прогрессивно то, что протестует против угнетения евреев, и реакционно все остальное. Русское общество не только со стойкостью защищало ев-
        реев по отношению к правительству, но запретило себе, каждому, проявлять хоть неислабейшую тень какой-либо критики поведения и отдельного еврея: а вдруг при таком возмущении родится во мне антисемитизм? (У поколения, выросшего тогда, это сохранилось потом и на десятилетия) . (ТАКИЕ НЕСУСВЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ в казалось бы СЕРЬЕЗНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ. АВТОР РОМАНТИК, ФАНТАЗЕР: не УДЕРЖАЛСЯ, БЕССОЗНАТЕЛЬНО СОРВАЛСЯ к ПРИРОДНОМУ ПРИЗВАНИЮ ЛИТЕРАТОРА. М.Б.)
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 460-61): В.А. Маклаков рассказывает в воспоминаниях о характерном эпизоде на земском съезде 1905 года, после прокатившихся недавно погромов еврейских и интеллигентских и при набирающих размах погромах помещичьих. Е.В. де Роберти предложил не распространять амнистии (требуемой
        съездом) на преступления, связанными с насилиями над детьми и женщинами . Его тут же заподозрили в классовом характере этой поправки, то есть что он заботился о пострадавших помещичьих семьях. Е. деРоберти поторопился... успокоить: Я вовсе не думал о дворянских усадьбах... Если сгорело 5-20 усадеб,
        то это никакого значения не имеет. Я имею в виду массу усадеб и домов еврейских, сожженных и разграбленных черною сотнею . (В.А. Маклаков) (ИМЕЮ СВИДЕТЕЛЬСТВО В.В. ШУЛЬГИНА: В.А. Маклаков БЫЛ АНТИСЕМИТОМ и тут ОТРЫВОК ВЫРВАН ТРУДНО СУДИТЬ о МНЕНИИ ЕГО САМОГО. М.Б.) В терроре 1905-07 годов признали мучениками Герценштейна (как раз иронизировавшего над пожарами помещичьих усадеб) и Иоллоса но никого еще из тысяч убитых невинных людей. В том же сатирическом Последнем самодержце , который российские либералы опубликовали за границей, они досказались до такого: под портретом генерала, на которого покушался, но не сумел убить террорист Гирш Леккерт, подписали: из-за него (курсив мой А.С.) царь казнил еврея Леккерта .
        М.Я. Герценштейн ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ. В СТОЛИЦЕ ПОЛЬЗОВАЛСЯ ОСОБЫМ АВТОРИТЕТОМ, как ЖУРНАЛИСТ РУССКИХ ВЕДОМОСТЕЙ : ЕМУ СВОЕ ДУМСКОЕ МЕСТО ДОБРОВОЛЬНО УСТУПИЛ кн. П. Долгоруков. Г.Б. Иоллос тоже СОТРУДНИЧАЛ в РУССКИХ ВЕДОМОСТЯХ с 1880-х годов. ОБА УБИТЫ ЧЕРНОСОТЕНЦАМИ. БЫЛА ВЕРСИЯ: Г.Б. Иоллос УБИТ с СОГЛАСИЯ П.А. Столыпина.
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 461-62): не только оппозиционные партии, но и многочисленное среднее чиновничество дрожало выглядеть непрогрессивным . Надо было иметь полную материальную независимость или обладать выдающейся духовной свободой, чтобы с мужеством устоять против напора общего течения. В ми-
        ре же адвокатском, артистическом и ученом за отклонения от этого Поля люди тотчас подвергались остракизму. Только Лев Толстой, при уникальности своего общественного положения, мог позволить себе сказать, что у него еврейский вопрос стоит на 81-м месте. Еврейская энциклопедия упрекала, что погро-
        мы октября 1905 вызвали со стороны прогрессивной интеллигенции не специальный (то есть не именно о евреях), а общий протест, направленный против всех проявлений контрреволюции в целом . Да перестало бы русское общество быть самим собою, если бы не заостряло любой вопрос на царизме, на царизме, на царизме... конкретная помощь еврейским страдальцам после октябрьских дней (погромов 1905) была оказана исключительно евреями России и других стран. (ЕЭ, т.12). Да и Бердяев говорил: Чувствуете ли вы душу еврейского народа?.. Нет, ваша борьба... за человека абстрактного .
        ИНТЕРЕСЕН, ХАРАКТЕРЕН ИЗВОРОТ А.И. Солженицына: ПРИВОДИТ ВЫДЕРЖКИ АВТОРОВ ТОЛЬКО из РУССКИХ и УКРАИНСКИХ... ОСОБОГО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СБОРНИКА ЩИТ ...
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 462-63): Л. Андреев: досягаемо разрешение еврейского вопроса чувство радости, близкой к благоговению , избавление от боли, которая сопровождала меня всю жизнь , была вроде горба на спине , дышу ядовитым воздухом . - М. Горький: Среди крупных мыслителей Европы считают еврея,
        как психический тип, культурно выше, красивее русского . - П. Милянтович: Ужас еврейского бесправия в России позорным пятном покрывает имя русского народа... Лучшими русскими людьми (оно) ощущается как стыд, от которого некуда уйти в течение всей жизни... Мы варвары среди культурных народов человечества... лишены дорогого права гордиться своим народом... Борьба за еврейское равноправие для русского человека есть... подлинное национальное дело первейшей важности... Еврейское бесправие обрекает русских людей на бессилие в работе для достижения своего собственного счастья . Если не позаботиться об освобождении евреев, то и дел своих не устроим никогда . К. Арсеньев: Если снять все преграды с евреев, произойдет приращение умственных богатств России .
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 463): А. Калмыкова: С одной стороны, наша тесная духовная связь с еврейством в области высших духовных ценностей , с другой же к евреям открывается допустимость презрения, ненавистничества . Л. Андреев: Мы, русские - сами евреи Европы, наша граница та же черта оседлости . Д. Мережковский: Чего от нас хотят евреи? Возмущения нравственного ? Но это возмущение так сильно, просто, что... можно только кричать вместе с евреями. Мы и кричим . Академик Д. Овсянико-Куликовский: Антисемитизм болезнь сознания, отличающаяся упорством, заразительностью . П. Милюков: средства, приемы... (русских) антисемитов: заграничного происхождения - Ф. Кокошкин: Новейшая антисемитская идеология есть продукт германской духовной индустрии... Арийская теория... подхвачена нашей националистической печатью... Меньшиков (повторяет) мысли Гобино . Вяч. Иванов: Доктрина о превосходстве арийства над семитизмом германского изделия . Горький... в конце 1916, свое двухчасовое выступление посвятил всяческому оплевыванию всего русского народа и непомерному восхвалению еврейства ,- рассказывает думец-прогрессист Мансыров .
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 464): А. Воронель: произошло перевоспитание русского образованного общества, принявшего, к сожалению, еврейскую проблему гораздо ближе к сердцу, чем можно было ожидать. Сочувствие евреям превратилось почти в такую же императивную формулу, как Б-г, Царь и Отечество , евреи же использовали в меру своего цинизма существовавшую в обществе тенденцию А Розанов в те годы называл это еврейским жадным стремлением захватить в свои руки все . В. Шульгин в 20-е годы суммировал так: Еврейство за это время (четверть века перед революцией) подобрало к своим рукам политическую жизнь страны завладело политической Россией... Мозг нации (если не считать правительства и правительственных кругов) оказался в еврейских руках и привыкал мыслить по еврейской указке . При всех ограничениях евреи... овладели душой русского народа . Но овладели евреи? или не знали русские, что с ней делать? ...Мережковский пытался объяснить, что юдофильство вызывается юдофобством, возникает такое же слепое утверждение чужой национальности, на все абсолютные нет - абсолютное да!
        ВОТ ВТОРАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИЗВОРОТА: МЫ, РУССКИЕ, к ВАМ ВСЕЙ ДУШОЙ, в ВЫ... УПОМЯНУТ ЦИНИЗМ, МАТЕРИАЛЬНАЯ ВЫГОДА! ЕВРЕИ НАЖИВАЛИСЬ на РУССКОЙ ДОБРОТЕ! БРОСЬТЕ РАЗЫГРЫВАТЬ ДУРАЧКОВ! В БУРЖУАЗНЫХ и МЕЩАНСКИХ КРУГАХ ПРОИСХОДИЛИ БРОЖЕНИЯ. НАРОД ТРУДОВОЙ и ТРУДОМ не ОБЕСПЕЧЕННЫЙ, по ДЕСЯТКУ РАЗ в ДЕНЬ УМИРАЛ с ГОЛОДУ! НЕТ, ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, что ТАКОЕ ЕВРЕЙСКАЯ НИЩЕТА! И ТЮРЬМА ЧЕРТЫ ОСЕДЛОСТИ! ЕВРЕИ БРАЛИСЬ за ЛЮБУЮ РАБОТУ! Не БЫЛО РАБОТЫ! К ИМЕЮЩЕЙСЯ ИХ не ПОДПУСКАЛИ! РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ СПЕЦИАЛЬНО СОХРАНЯЛИ НИЩЕТУ, НЕВЕЖЕСТВО МАСС: БОЯЛИСЬ ПЕРЕМЕН! СТРАШИЛИСЬ РЕВОЛЮЦИИ! РОМАНОВЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПАСТЬ на СТО ЛЕТ РАНЬШЕ! ПРОСТО Наполеон Бонапарт ОКАЗАЛСЯ ТАЛАНТЛИВЫМ ВОЕННАЧАЛЬНИКОМ, но ПЛОХИМ ПОЛИТИКОМ! Он не СМОГ ОБЪЕДИНИТЬ ЕВРОПУ, НАПРАВИТЬ ПРОТИВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ВРАГА! ВМЕСТО ПОСТЕПЕННОЙ РЕФОРМАЦИИ: РОССИЯ ПОЛУЧИЛА БОЛЬШЕВИЗМ! БАНДИТСКИЙ СОЮЗ ЯДЕРНОЙ СМЕРТЬЮ УГРОЖАЛ ВСЕМУ МИРУ!
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 464-65): А проф. И. Бодуэн де Куртенэ там же ОГОВОРИЛСЯ (выделено мною М.Б.): Многие, даже из стана политических друзей евреев, питают к ним отвращение и с глазу на глаз в этом сознаются. Тут, конечно, ничего не поделаешь. Чувства симпатии и антипатии... не от нас зависят . Но нужно руководствоваться не аффектами, (а) разумом . А началось с раздутого, расславленного чириковского эпизода : гневного взрыва в узком литературном кружке, с обвинениями Чирикова, автора благожелательнейшей пьесы Евреи , - вдруг в антисемитизме. (За его замечание, оброненное в литературном застолье, что большинство петербургских рецензентов евреи, а способны ли они вникнуть в русские бытовые темы?) Тот случай внезапно многое задел в русском обществе. (Журналист Любош назвал тогда его: та копеечная свеча, от которой Москва сгорела .)
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 465): Жаботинский... в статье Антисемитизм ... выражал тревогу и возмущение, что большинство передовой прессы хочет замолчать случай с Чириковым и Арабажиным. Что даже некая либеральная газета (намекая на Русские Ведомости ) уже 25 лет, якобы ничего не писала об отчаянной травле еврейского племени... С тех пор замалчивание считается высшим шиком прогрессивного юдофильства . А весь вред именно в замалчивании еврейского вопроса. (И очень можно с ним согласиться). Когда Чириков и Арабажин уверяют, что ничего антисемитского не было в их речах, то они оба совершенно правы... можно попасть в антисемиты за одно только слово еврей или самый невинный отзыв о еврейских особенностях... Только евреев превратили в какое-то запретное табу, на которое даже самой безобидной критики нельзя навести, от этого обычая больше всего теряют именно евреи . (И опять же вполне согласишься).
        (т.1 стр. 465-66) Создается впечатление, будто и самое имя еврей есть непечатное слово... отголосок некоего общего настроения, пробивающего себе дорогу в среднем кругу передовой русской интеллигенции... Документальных доказательств не добудешь наличность такого настроения можно установить пока только на ощупь... назревает какое-то облачко, невнятно доносится далекий, еще слабый, но уже неприветливый гул . Это не антисемитизм, это еще только асемитизм , - но и он не может быть допущен, и нейтральность не может быть оправдана: после кишиневского погрома и когда реакционные газеты разносят зажженную паклю ненависти , молчание русской передовой печати недопустимо по одному из самых трагических вопросов российской жизни .
        (т.1 стр. 466 Слово в том же номере, в передовице, оговорило: Обвинения автора, направленные по адресу прогрессивной печати, на наш взгляд весьма мало соответствуют действительному положению вещей. Мы понимаем те чувства, которые продиктовали автору его горькие строки, но приписывать русской интеллигенции чуть ли не преднамеренную тактику замалчивания еврейского вопроса - несправедливо. В русской жизни так много невырешенных проблем, что каждой из них приходится уделять сравнительно мало места... А ведь благоприятное разрешение многих из этих проблем имеет большое жизненное значение и для евреев, как для граждан нашей общей родины .
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 466) : в запретном табу виноваты были и евреи, никак не меньше .
        ВОТ ТАК, ГОСПОДА ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ! ПЕРЕД ПЕРЕРЫВОМ ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ВАЖНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ. Не из ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, а по ПРИЧИНЕ ВЫСШЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. ЖЕЛАНИЯ УТВЕРДИТЬ Б-ЖЕСТВЕННУЮ ИСТИНУ! УЧТИТЕ НАШЕ, ВЕЛИКОРОССКОЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ при ВЫНЕСЕНИИ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПРИГОВОРА по ДАННОМУ, МИРОВОЙ ВАЖНОСТИ ПРОЦЕССУ! МЫ НЕВИНОВНЫ по ВСЕМ ПУНКТАМ ОБВИНЕНИЯ! ОНИ НАС СПРОВОЦИРОВЛИ! МЫ не НАМЕРЕНЫ МЕНЯТЬСЯ: ИМ в УГОДУ! ПУСТЬ ПРОСТОЙ НАРОД ПОЛЬЗУЕТСЯ НАЛИЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВА с ЭЛЕМЕНТАМИ МЕСТИ! СРЕДИ МИЛОГО, Б-ГОБОЯЗЛИВОГО, ТРУДОВОГО, НЕПОГРЕШИМОГО РУССКОГО НАРОДА АНТИСЕМИТИЗМ ВОЗНИК ЕСТЕСТВЕННО, как ЗАЩИТНАЯ ПОЗИЦИЯ, ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ - на ИХ ЖИДОВСТВО! БЕЗ СПЛОЧЕННОСТИ и ЭТОЙ СИЛЫ НАЦИОНАЛЬНОГО САМООХРАНИТЕЛЬНОГО ЭГОИЗМА НЕ СПАСЕТСЯ НАШ НАРОД! ПЕРЕД НАПОРОМ ЭНЕРГИЧНОЙ ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ, ЖИВОЙ ТРУДОВОЙ ЭНЕРГИИ, ТРЕЗВОГО РАСЧЕТА, ЧЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ! ПОРА НАМ ВЫРАБОТАТЬ ОХРАНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ УБОЙНОЙ ХИТРОСТИ! ИНАЧЕ ОКАЖЕМСЯ БИТЫ по ВСЕМ ПОКАЗАТЕЛЯМ! ПРОПЬЕМ ХОЗЯЙСТВО, ЗЕМЛЮ и ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА!
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 466-67): И еще одной статьей сопроводила газета открытие дискуссии: Соглашение, а не слияние В. Голубева. Да, в инциденте с Чириковым заключается далеко не частный случай , национальный вопрос... в настоящее время... волнует нашу интеллигенцию . В недавние годы, особенно в год революции, наша интеллигенция сильно погрешила космополитизмом. Но не прошла бесследно и та борьба внутри общества... и между национальностями, населяющими русское государство... русским людям также пришлось задуматься над своей национальной задачей... когда недержавные национальности стали самоопределяться, явилась необходимость самоопределения и для русского человека . Даже о русской истории мы, русские интеллигенты, едва ли не меньше осведомлены , чем о европейской. Всегда общечеловеческие идеалы... были для нас гораздо важнее, чем собственное строительство . По мнению Владимира Соловьева, далекого от национализма, прежде, чем быть носителем общечеловеческих идеалов, необходимо поднять на известную национальную высоту самих себя. И это чувство самоподъема, видимо, проникать начинает даже в среду интеллигенции... мы замалчиваем особенности... русских людей . И о том, чтобы вспоминать о них никакого нет антисемитизма, а это вовсе не значит подавлять другие национальности но между национальностями должно быть соглашение, а не слияние .
        (т.1 стр. 467-68) П.Б. Струве: этот случай будет скоро забыт... показал, что нечто поднялось в умах, проснулось и не успокоится... Русская интеллигенция обесцвечивает себя в российскую ... безнужно, бесплодно прикрывает свое национальное лицо... его нельзя прикрыть . Национальность есть нечто гораздо более несомненное (чем раса, цвет кожи) и в то же время тонкое. Это духовные притяжения и отталкивания, и для того, чтобы осознать их, не нужно прибегать ни к антропометрическим приборам, ни к гинекологическим розысканиям. Они живут и трепещут в душе... государственная справедливость не требует от нас национального безразличия. Притяжения и отталкивания принадлежат нам, они наше собственное достояние... есть органическое чувство национальности... И я не вижу ни малейших оснований... отказываться от этого достояния, в угоду кому-либо и чему-либо...
        (т.1 стр. 468) Специально в еврейском вопросе это (размежевать) и очень легко, и очень трудно... Еврейский вопрос формально есть вопрос правовой... сила отталкивания от еврейства в самых различных слоях русского населения фактически очень велика и нужна большая моральная и логическая ясность, чтобы несмотря на это отталкивание бесповоротно решить правовой вопрос... при всей силе отталкивания от еврейства широких слоев русского населения, из всех инородцев евреи всех нам ближе, всего теснее с нами связаны. Это культурно-исторический парадокс, но это так. Русская интеллигенция всегда считала евреев своими, русскими и не случайно, не даром, не по недоразумению . Сознательная инициатива отталкивания от русской культуры, утверждения еврейской национальной особенности принадлежит не русской интеллигенции, а всему еврейскому движению, которое известно под названием сионизма...
        (т.1 стр. 468): Я не сочувствую нисколько сионизму, но я понимаю, что проблема еврейской национальности существует и даже растет. (Показательно, что и еврейская и национальность он берет в кавычки настолько еще не верит: неужели евреи мыслят себя отдельными?) - Нет в России других инородцев , которые играли бы в русской культуре такую роль... И еще другая трудность: они играют ее, оставаясь евреями не оспоришь роль немцев в русской культуре и науке; но немцы, входя в русскую культуру, без остатка в ней и растворяются. Не то евреи ... Не пристало нам хитрить с (русским национальным чувством) и прятать наше лицо... Я и всякий другой русский, мы имеем право на эти чувства... Чем ясней это будет понято... тем меньше в будущем предстоит недоразумений .
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 469): Евреи и очнулись много раньше русских. И: как будто ждали все газеты! Закружился вихрь со следующего же дня и в либеральной Нашей газете ( своевременно ли это высказывать ? классический вопрос), и в правом Новом времени , и в установочно-кадетской петербургской Речи не мог не ахнуть Милюков: Жаботинский добился того, что молчание кончилось и то страшное и грозное, что прогрессивная печать и интеллигенция старалась скрыть от евреев, наконец обрисовалось в своих настоящих размерах ... Милюков, со своей неизменной рассудочной холодностью, перешел к вердикту. Всего прежде важное предупреждение: куда это ведет? Кому это выгодно? Национальное лицо , да которое еще не надо прятать - ведь это же сближает с крайне-правыми изуверами! (Так что национальное лицо надо прятать.) Этак, по наклонной плоскости эстетического национализма , интеллигенция быстро выродится, впадет в настоящий племенной шовинизм , порожденный в гнилой атмосфере современной общественной реакции .
        СРЕДИ РУССКИХ ДОСТАТОЧНО МНОГО ХИТРЕЦОВ, ЛИЦЕМЕРОВ, ЦИНИКОВ. Чириков в КРУГУ ДРУЗЕЙ РАЗОТКРОВЕННИЧАЛСЯ, ПРОГОВОРИЛСЯ, возможно НЕЛЕПО ПОШУТИЛ: ВЫЗВАЛ СКАНДАЛ! В ДРУГИЕ, СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА ИНТЕЛЛИГЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЕСЯТКИ ЛЕТ СОТРУДНИЧАЛИ с ПРЕСТУПНОЙ ВЛАСТЬЮ. ПИСАЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ДОСТОЙНЫЕ ВЕЛИКОГО РУССКО-СОВЕТМКОГО НАРОДА . КОРМИЛИ НАРОД ПРОПАГАНДОЙ: ВЫДАВАЛИ ЕЕ за ДУХОВНУЮ ПИЩУ . Не ТОЛЬКО СТАЛИН СОЗДАЛ СИСТЕМУ, это РОССИЙСКАЯ ПОГАНЬ СОТВОРИЛА СЕБЕ КУМИРА, ПОКОРИЛАСЬ ТИРАНУ. А.И. Солженицын ПЫТАЕТСЯ ВЫСТАВИТЬ СЕБЯ НЕПОГРЕШИМЫМ СУДЬЕЙ: но из ЕГО НУТРА ТОРЧИТ АНТИСЕМИТ. Пусть даже не БАНДИТСКОГО СВОЙСТВА.
        ОН ХИТРО ИЗЛАГАЕТ МАТЕРИАЛЫ: ПОДТАСОВЫВАЕТ! НЕЛЬЗЯ УПРЯТАТЬ за СЛОВАМИ ДУХ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВА. Даже в ИОЛНИЧЕСКОМ ЧРЕЗМЕРНОМ ЗАХВАЛИВАНИИ, УБАЮКИВАНИИ МЫ ЧУВСТВУЕМ АНТИСЕМИТСКИЕ НОТЫ, НАСТРОЕНИЯ. Что же КАСАЕТСЯ НАШИХ ПРОГРЕССИСТОВ , ПРОШЛЫХ и СОВРЕМЕННЫХ: МНОГИЕ из НИХ АССИМИЛИРОВАННЫЕ! В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ: ДУРАКИ, если не ПРЕДАТЕЛИ! УШЕДШИЕ от НАРОДА ЕВРОПЕИЗИРОВАННЫЕ ТЩЕСЛАВЦЫ, ТИПЫ: ПЫТАЮТСЯ НАС ПРЕДСТАВЛЯТЬ! Даже ПЕРЕД А.И. Солженицыным и МИРОВЫМ СООБЩЕСТВОМ! Есть такой М. Хейфиц: он ЛЕБЕЗИТ ПЕРЕД ГЕНИЕМ ! Да, и перед ДРУГОЙ ЗАГОДЯ ПЕРЕСТРОИВШЕЙСЯ БЫВШЕЙ СОВЕТСКОЙ... КЕМ ПОНЯТНО! ДЕЛАЕТ БЕСПЛАТНУЮ РЕКЛАМУ!
        (т.1 стр. 469-70): П.Б. Струве в последующей полемике: ответил на мучительное слово Милюкова. И прежде же всего на этот выворот: куда это ведет? ( Кому послужит? , на чью мельницу? - таким способом будут затыкать рты - на любую тему еще столетие вперед. Это исказительный оборот, лишенный всякого сознания, что слово может быть честным и весомым само в себе). Взгляды наши не опровергаются по существу , а полемически сопоставляются с проекцией , куда ведут они... К национальным вопросам в настоящее время прикрепляются сильные, подчас бурные чувства. Чувства эти, поскольку, они являются выражением сознания своей национальной личности, вполне законны и... угашение (их) есть... великое уродство . Вот если их загонять внутрь тогда они и вырвутся в изуродованном виде. А этот самый ужасный асемитизм - гораздо более благоприятная почва для правового решения еврейского вопроса, чем безысходный бой... антисемитизма с филосемитизмом .
        (т.1 стр. 470): Ни одна нерусская национальность не нуждается... чтобы все русские ее непременно любили. Еще менее в том, чтобы они притворились любящими ее. И, право, асемитизм , сочетаемый с ясным и трезвым пониманием известных моральных и политических принципов и... государственных необходимостей, гораздо более нужен и полезен нашим еврейским согражданам, чем сантиментально-дряблый филосемитизм , особенно симулированный. И евреям полезно увидеть открытое национальное лицо русского конституционализма и демократического общества. И для них совсем не полезно предаваться иллюзии, что такое лицо есть только у антисемитского изуверства . Это не Медузова голова, а честное и доброе лицо русской национальности, без которой не простоит и российское государство .
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 470-71): И не смолчал Жаботинский... Медведь из берлоги , - кинул он Петру Струве... и статью Милюкова, блестящим выходом первачей... лицемерием, неискренностью, малодушием и искательством пропитана их ласковая декларация, и оттого она так непроходимо бездарна ; и вылавливает из Милюкова, что у старой русской интеллигенции, святой и чистой... имелись антиеврейские отталкивания ?... Любопытно... И проклинал святой, чистый климат этой прекрасной страны и зоологический вид ursus judaeophagus intellectualis (интеллектуального медведя юдеофага) . (Доставалось и примирительному Винаверу: еврейская прислуга русского чертога ). Жаботинский гневно отказывался, чтобы евреи ожидали, когда будет решена общегосударственная задача (то есть свержение царя): Благодарим за столь лестное мнение о нашей готовности к собачьему самозабвению , о расторопности верноподданного Израиля... никогда еще эксплуатация народа не заявляла о себе с таким невинным цинизмом .
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 471-72): свержение царя и откроет евреям прежде невозможные позиции, откроет им даже более, чем добивались, и этим вырвет почву из-под сионизма в России, так что Жаботинский оказался неправ и по существу . В годы 1907-1914 в России если не откровенно антисемитское, то асемитское поветрие порой охватывало и некоторых либералов среди русской интеллигенции, а разочарование в максималистских тенденциях первой русской революции давало иным повод возлагать ответственность за них на бросившееся в глаза участие евреев в революции . И в предвоенные годы наблюдался рост русского национализма... в некоторых кругах, где, казалось, еще недавно еврейский вопрос воспринимался, как русский . (Г.Я. Аронсон). В 1912 и Жаботинский... пересказал... еврейского журналиста: как только каким-то культурным делом заинтересовались евреи с этого мгновения оно стало русской публике как бы чужим, ее уже туда больше не тянет. Какое-то невидимое отталкивание. Да, неизбежна будет линия национального размежевания, организация русской жизни без посторонних примесей, которые в таком количестве для (русских) очевидно неприемлемы .
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 472-73): П. Струве высказал: Как не следует заниматься обрусением тех, кто не желает русеть , так же точно нам самим не следует себя оброссиивать , тонуть и обезличиваться в российской многонациональности. В. Голубев протестовал против монополии на патриотизм и национализм только групп реакционных... Мы упустили из виду, что японские победы подействовали угнетающим образом и на народное, на национальное чувство. Наше поражение унизило не только бюрократию , как общество и жаждало, а косвенно и нацию . (О, далеко не косвенно - а прямо!) Русская национальность... стушевалась... Не шутка и опозорение самого слова русский, превращенного в истинно-русский . Прогрессивная общественность упустила оба понятия, отдав их правым. Патриотизм все-таки понимался нами не иначе, как только в кавычках . Но с реакционным патриотизмом нужно конкурировать народным патриотизмом... В своей отрицательном отношении к черносотенному патриотизму мы так и застыли, а если противопоставили ему что, так не патриотизм, а общечеловеческие идеалы... весь наш космополитизм до сих пор не дал нам сдружиться с польским обществом .
        (т.1 стр. 473-74) А. Погодин: Минин был несомненным националистом . Национализм строительный, государственный, свойственен живущим нациям, именно такой нам нужен сейчас ... Как триста лет тому назад, история требует нас к ответу, требует чтобы в грозные дни испытаний ответить, имеем ли мы, как самобытный народ, право на самостоятельное существование... Необходима борьба с национализмом физиологическим, народность сильнейшая стремится навязать народностям слабейшим государственный быт, им чуждый . М. Славинский: Попытка обрусить, вернее, обвеликоруссить всю Россию оказалась гибельной для живых национальных черт не только всех недержавных имперских народностей, но и прежде всего, для народности великорусской... культурные силы великорусской народности для этого оказались слишком слабы . Для великорусской национальности только полезно интенсивное развитие вглубь, нормальное кровообращение...
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 474): Еще с разгара XIX века, а в начале XX тем более - русская интеллигенция ощутила себя уже на высокой ступени внеземности, всечеловечности, космополитичности или интернационалистичности (что тогда и не различалось). Она уже тогда во многом и почти сплошь отреклась от русского национального. (С трибуны Государственной Думы упражнялись в шутке: патриот-Искариот ). А еврейская интеллигенция не отреклась от национального. И даже закрайние еврейские социалисты старались как-то совместить свою идеологию с национальным чувством. Но в то же самое время не слышно было ни слова от евреев от Дубнова до Жаботинского и до Винавера что русской интеллигенции, всей душой за угнетенных братьев, - можно не отказываться от своего национального чувства. А по справедливости, такое должно бы было прозвучать. Вот этого переклона тогда никто не понимал: под равноправием евреи понимали нечто большее .
        ЛИЧНО Я, ПРИЗНАЮСЬ, не МОГУ ПОНЯТЬ, ЧЕГО БОЛЬШЕГО МОГЛА ЖЕЛАТЬ ЕВРЕЙСКАЯ МАССА? РАБОТЫ, ПИЩИ, ОДЕЖДЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ, РАВЕНСТВА... А.И. Солженицын не ПОЯСНЯЕТ: ТОЛЬКО НАМЕКАЕТ! На ЧТО не ПОНЯТНО! ТОНКИЕ ЭТО, АНТИСЕМИТСКИЕ ШТУЧКИ! ДОГАДАЙТЕСЬ САМИ или ЖДИТЕ ДАЛЬНЕЙШИХ РАЗЪСНЕНИЙ!
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 474-75): И русская интеллигенция одиноко шагнула в будущее. Не получили евреи равноправия при царе, но отчасти именно поэтому получили руку и верность русской интеллигенции. Сила их развития, напора, таланта вселилась в русское общественное сознание. Понятия о наших целях, о наших интересах, импульсы к нашим решениям мы слили с их понятиями. Мы приняли взгляд их на нашу историю и на выходы из нее. И понять это важней, чем подсчитывать, какой процент евреев раскачивал Россию (раскачивали ее: мы все), делал революцию, или участвовал в большевистской власти .
        ЭТО ДАЖЕ ХОРОШО: ПОДХОД к РАЗНЫМ НАРОДАМ РАЗЛИЧНЫЙ. ОСОБЕННО к ЕВРЕЯМ! НАРОДЫ МИРА ВОСПРИНИМАЮТ ЕВРЕЕВ за ОБРАЗЕЦ МОРАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ! МЫ НОСИТЕЛИ ДУХОВНОСТИ, МОРАЛЬНОСТИ! ОКАЖЕТСЯ УЩЕРБНЫМ: СНИЖЕНИЕ СПРАВЕДЛИВЫХ ТРЕБОВАНИЙ! Для НАС, ЛЮДЕЙ ТОНКИХ, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ, поэтому столь ОБИДНЫ ОСОБЫЕ МЕРКИ , ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ, НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ, БЕСЧЕСТНЫЕ, ОСКОРБИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, НАВЕТЫ КЛЕВЕТНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. ИХ-то МЫ ОТНОСИМ к КАТЕГОРИИ АНТИСЕМИТСКИХ.