ГЛАВА 17 - В ЭМИГРАЦИИ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ.


    

        О НАШИХ ОТЧЕСТВАХ, ЕВРЕЙСКИХ ИМЕНАХ. МОЕГО ОТЦА ЗВАЛИ ИЦХАКОМ. ИСААК - в РУССКОМ ПРОИЗНОШЕНИИ. СУЩЕСТВУЕТ ИВРИТСКОЕ ИМЯ ИШАЯХУ. ИСАЙ - в РУССКОМ ПРОИЗНОШЕНИИ и ПРАВОСЛАВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ. ИМЕЕТСЯ ЕЩЕ ОДНО МУЖСКОЕ ИМЯ - ИЕШУА. В ПРАВОСЛАВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭТО ИМЯ ЗВУЧИТ как ИИСУС. ИСПОЛЬЗОВАН не ОРИГИНАЛ, а из ГРЕЧЕСКОГО - ПЕРЕВОД ЕВАНГЕЛИЯ. ПЕРЕВОДЧИК ТОЧНО ХОРОШО не ЗНАЛ ИВРИТ: ИНАЧЕ ПОДОБРАЛ НЕСКОЛЬКО ОТЛИЧНОЕ ИМЯ. Ведь ВТОРОЙ СЛОГ "СУС" - ЛОШАДЬ, в ПЕРЕВОДЕ с ИВРИТА.
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 160): "В результате Октябрьского переворота и Гражданской войны сотни и сотни тысяч российских граждан эмигрировали - отступили с боями или бежали. Здесь был и весь выживший боевой состав Белой армии, часть казачества. За границу бежало и старое дворянство, столь разительно не проявившее себя в роковые годы революции; а богатство-то его было в земле, в имениях, - и прибывали в Европу бывшие землевладельцы и становились (кто невывез драгоценностей) шоферами такси или официантами. Тут были и купцы, промышленники, финансисты, не мало кто имел за границей деньги. И самые простые горожане, не все и с образованием, но чье сердце не позволило оставаться под большевиками. В составе эмиграции было значительное число русских евреев. "Среди более чем 2 млн. эмигрантов из советских евреев. "Среди более чем 2 млн. эмигрантов из советских республик в 1918-1922 было более 200 тыс. евреев. Большинство из них пересекло польскую и румынскую границы, эмигрировав позднее в США, Канаду, страны Южной Америки и Западной Европы. Многие репатриировались в Палестину" (КЕЭ, т.8).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 160-61): "Особую роль занимала новообразовавшаяся Польша. В ней находилось собственное многочисленное еврейское население и до революции, теперь ехала сюда и часть возвратников - переселенцев военных годов. "Поляки исчисляют, что после большевистской революции из России в Польшу прибыло" 200-300 тысяч евреев. (Джеймс Паркс)… "основная часть евреев, выехавшая из России в первые годы после революции, поселилась в Западной Европе. Например, в Германии к концу Первой Мировой войны насчитывалось около 100 000 русских евреев" (Д. Харув). "Если Париж с самого начала стал политическим центром русского Зарубежья, его неофициальной столицей, то его второй и как бы литературной столицей с конца 1920 по начало 1924 был Берлин (интенсивной культурной жизнью жила также в 20-е годы русская Прага, ставшая университетским городом русского Зарубежья)" (Глеб Струве). "В Берлине же "вообще было легче устроиться" из-за инфляции. "На улицах Берлина" можно было видеть "представителей крупной промышленности и торговли, вчерашних банкиров и ремесленников", и у многих оказались здесь капиталы".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 160-61): "В сравнении с остальными эмигрантами из России эмигранты-евреи испытывали меньшую трудность акклиматизации в диаспоре, им жилось уверенней. Еврейская эмиграция проявила себя деятельней русской, эмигранты-евреи, как правило, избегли унизительных служб. Тот командир Корниловского полка Михаил Левитов, испытавший в эмиграции все черные работы, сказал мне: " А у кого мы в Париже имели приличный кусок хлеба? у евреев. А русские сверхмиллионеры скупились для своих". В Берлине и в Париже "широко была представлена еврейская интеллигенция: адвокаты, книгоиздатели, общественные, политические деятели, ученые, писатели и журналисты" (А. Седых) , многие из них были далеко ассимилированы, русские же "столичные" эмигранты принадлежали в большой доле либеральному направлению, - это создавало взаимную дружественность (которой не было с монархической русской эмиграцией). Во всем культурном воздухе русского зарубежья между двумя Мировыми войнами влияние и участие российских евреев более чем ощутимо".
        С НЕКОТОРЫХ ПОР ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИНЯТО СЛОВЕСНОЕ СОЧЕТАНИЕ: РУССКИЕ ЛЮДИ. СЛОВНО ЕЩЕ ИМЕЮТСЯ РУССКИЕ НЕЛЮДИ! ИМЕЮТСЯ! САМИ РУССКИЕ о СЕБЕ и о ТОМ ХОРОШО ЗНАЮТ! Не ОЧЕНЬ-то и СКРЫВАЮТ! В БОЛЬШИНСТВЕ СВОЕМ РУССКИЕ ЛЮДИ, да и САМ НАРОД МЕЛОЧНЫЙ, ЖАДНЫЙ, КОРЫСТНЫЙ. ВСЕГДА ПОЛОЖИВШИЙ ГЛАЗ - на ЧУЖОЕ! СВОЕ КОПИТ, ПРИУМНОЖАЕТ. ПЛЮШКИНСКОГО ТИПА! СОХРАНИТ: до ТЛЕНИЯ, ни с КЕМ не ПОДЕЛИТСЯ! Ни с ЛЮДЬМИ, ни с Б-гом. ЖАЛЕЮТ ДАЖЕ МЕДЯКИ - на МИЛОСТЫНЮ НИЩЕМУ! СОБСТВЕННУЮ УДАЧУ, СЧАСТЬЕ СЧИТАЮТ ТОЛЬКО ИМ ЛИЧНО ПРИНАДЛЕЖАЩЕЙ ПРИВИЛЕГИЕЙ. Ни при КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ не СТАНУТ НАРУШАТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ЖИЗНЕННОГО УСТРОЙСТВА, ИЗБРАННОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ. До НЕРАЗУМНОСТИ - ИНДИВИДУАЛИСТЫ, КРАЙНИЕ ЭГОИСТЫ! ТРУДНО УЖИВАЮТСЯ даже в СЕМЬЯХ: к ЕДИНОПЛЕМЕННИКАМ - не СОСТРАДАТЕЛЬНЫ, ЖЕСТОКИ. МОЛОДОЙ НАРОД - без МОРАЛЬНОЙ НАЧИНКИ! НЕЧЕМУ УДИВЛЯТЬСЯ "ПОВЕДЕНИЮ" РУССКИХ - в ЭМИГРАЦИИ! В ДОПОЛНЕНИЕ к ДУХОВНОЙ ОПУСТОШЕННОСТИ: СВЯЗАНА с ПОТЕРЕЙ РОДИНЫ - ОКАЗАЛИСЬ в ЧУЖДОЙ СРЕДЕ!
        Для СОХРАНЕНИЯ СОБСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ, УЕДИНИЛИСЬ. Не ПОЖЕЛАЛИ ПАЧКАТЬСЯ о ЧУЖИЕ НЕСЧАСТЬЯ. В ЭМИГРАЦИИ КАЖДЫЙ ПРОХОДИЛ ПРОВЕРКУ на ТЕРПИМОСТЬ, ГУМАННОСТЬ, НАРЯДУ с ГЛАВНОЙ ПРОВЕРКОЙ на ВЫЖИВАЕМОСТЬ. СЛОЖНАЯ, ЖЕСТОКАЯ ЭТА ПРОВЕРКА! РУССКИЕ ПРИНЕСЛИ в ЕВРОПУ - не РУССКИЙ ДУХ, а ВСЕ ЗАПАХИ ТЛЕНИЯ. ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ не МОГ ЛИ ПОНЯТЬ ДВЕ ВЕЩИ. Почему РОССИЯ не МОГЛА ЖИТЬ ТАК же СПОКОЙНО, ОБЕСПЕЧЕННО, как ИНОСТРАНЦЫ? И: почему РОССИЯ до СИХ ПОР не ЗАВОЕВАЛА, не ПОКОРИЛА ТАКУЮ РЫХЛУЮ, ИЗНЕЖЕННУЮ, ПОДАТЛИВУЮ ЕВРОПУ? Под ВЛАСТЬЮ РУССКИХ - ЕВРОПЕЙЦАМ в САМЫЙ РАЗ УПРАВЛЯТЬСЯ! И КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, ВОСПИТАНИЕ и БЫТ у НИХ БЫЛИ бы ДРУГОМИ: НАШИМИ! ЛУЧШИМИ в МИРЕ! СИЛА, ХИЩНИЧЕСТВО - не РУССКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ! ЗАИМСТВОВАНЫ, ОТТОЧЕНЫ не с НЕМЕЦКОЙ ТЩАТЕЛЬНОСТЬЮ: СОБСТВЕННЫМ САДИЗМОМ! При ЭТОМ не ПОТЕРЯНО ВНЕШНЕ-ПОКАЗНОЕ ДОБРОДУШИЕ, ДУРАШЛИВАЯ НАИВНОСТЬ… РУСКИЕ УЖЕ ДАНО ОТОШЛИ от ПОЛЯРНЫХ КРАЙНОСТЕЙ: ИСПЫТЫВАЮТ ВЕСЬ ДИАПАЗОН ОЩУШЕНИЙ, ЧУВСТВ, РЕАКЦИЙ…
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 162): "Иные еврейские семьи, сохранившие твердый достаток, вели салоны для русского художественного мира, в том так явно проявилась атмосфера еврейской тяги к русской культуре и погруженности в нее. Всеизвестно щедрый дом М.О. и М.С. Цетлиных в Париже, И.В. Гессен в Берлине, И.И. фондаминский-Бунаков, неутомимый в "его вечных беззаветных заботах о деле русской культуры в эмиграции" (Р. Гуль). Софья Прегель, Соня Делоне, Александр и Соломея Гальперны - все они постоянно занимались хлопотной организацией помощи бедствующим литераторам и артистам: помогали много, и не только именитым - Бунину, Ремизову, Бальмонту, Тэффи, но и неизвестным молодым поэтам и художникам. (Помощь эта не простиралась на "белые" и монархические слои русской эмиграции, с которой держалась взаимная неприязнь.) Вообще русские евреи оказались в эмиграции активнее других во всех видах культурно-общественной деятельности. Это было настолько разительно, что вылилось в статье Михаила Осоргина "Русское одиночество", напечатенной в газете русских сионистов "Рассвет", возобновленной Вл. Жаботинским.
        Для ЕВРЕЕВ ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ: ОЧЕРЕДНАЯ на ДОЛГОМ ПУТИ РАССЕЯНИЯ. ПРИВЫЧНАЯ ПЕРЕМЕНА ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ и КЛИМАТА. ЕВРЕИ УЖЕ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЕВРОПОЙ! В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ОНА не ОКАЗАЛАСЬ ГОСТЕПРИИМНЕЕ, ДОБРЕЕ. ЕВРОПЕЙСКИМ НАРОДАМ не БЫЛО НИКАКОГО ДЕЛА, ИНТЕРЕСА к ЕВРЕЯМ и ПРОЧИМ РУССКИМ. Для РУССКИХ МАССОВАЯ ЭМИГРАЦИЯ - НОВОЕ, не ИСПЫТАННАЯ ДОСЕЛЕ в ИСТОРИИ ПРОВЕРКА по ВСЕМ ПОКАЗАТЕЛЯМ. Не ВСЕ ЕЕ ПРОШЛИ с СОХРАНЕНИЕМ ДОСТОИНСТВА и ЧЕСТИ! Чуть ли не САМЫЕ ПРЕВИЛИГИРОВАННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАРОДА-ЛИДЕРА ОКАЗАЛИСЬ не ПРОСТО НИЗВЕРГНУТЫ в СОСТОЯНИИ БЕЗВЕСТНОСТИ: в УСЛУЖЕНИИ! ПРОШЛИ ИСПЫТАНИЕ ПРОЧНОСТИ ХАРАКТЕРОВ, ПЕРЕНАСТРОЙКУ ПСИХОЛОГИИ, УСТРАШАЮЩИЕ ФОРМЫ БОРЬБЫ за СУЩЕСТВОВАНИЕ! МАЛО КОМУ ПРИШЛОСЬ НЮХАТЬ ДУШИСТЫЕ АРОМАТЫ. ПОТНЫЙ ТРУД, СМЕКАЛКА - ВЫРУЧАЛИ! БЛАГО, МНОГИЕ ЗНАЛИ ЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ! Конечно, не ВСЕ в ДЕТСТВЕ-ЮНОСТИ ПОЛУЧИЛИ ДОМАШНЕЕ и ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ ГЛУХО-НЕМЫМИ при ОБЩЕНИИ с ИНОСТРАНЦАМИ. ПРЕЖДЕ ОЩУТИЛИ РУССКИЕ, ЗАТЕМ ПОНЯЛИ, ЧЕГО СТОЯТ: в СРАВНЕНИИ! ЭТО у СЕБЯ, в РОССИИ, МОГЛИ САМОДУРСТВОВАТЬ! ПОТЕРЯЛИ ВСЕ! ЗАЩИЩАЛИ СВОЙ НАРОД, но НАРОД не ЗАЩИТИЛ, не СПАС! ЛИШИЛ ВЛАСТИ! СОГЛАСИЛСЯ ПОДЧИНИТЬСЯ ВЕРНУВШИМСЯ ЭМИГРАНТАМ, ЧУЖАКАМ: ВЗЯЛИ на ВООРУЖЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКУЮ ТЕОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ и АЗИАТСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ.
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 162-63): "Осоргин писал: "В России ни в общественном, ни в революционном движении (имею в виду глубины, а не поверхность) "русского одиночества" не чувствовалось, и виднейшими фигурами, доказавшими тон и окраску… были русские - славяне". Не то теперь в эмиграции: "там, где духовный уровень выше, где углублены интересы мысли и творчества, где калибр человека крупнее, - там русский испытывает одиночество национальное; там, где близких ему по крови больше, - одиночество культурное. Эту трагедию я обозначаю словами заголовка: русское одиночество… Я ни в какой мене не антисемит, но я в большой мере русский славянин… Свои, русские, мне гораздо ближе по духу, по чистоте языка и говора, по специфическим национальным достоинствам и недостаткам. Иметь их моими единомышленниками и соратниками мне ценнее, просто даже удобнее и приятнее. В многоплеменной, вовсе не русской России я умею уважать и еврея, и татарина, и поляка, - и за всеми ими признаю совершенно одинаковое со мною право на Россию, нашу общую и нашу родную мать: но сам я из русской группы, из той духовно влиятельной группы, которая дала основной тон русской культуре".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 163-63): "Однако вот теперь "русский за рубежом захирел и сдался, уступив общественные посты иноплеменной энергии… Еврей акклиматизируется легче… - его счастье! Зависти не испытываю, готов за него радоваться. С той же готовностью уступаю ему честь и место в разных зарубежных общественных начинаниях и организациях… Но есть одна область, где "еврейское засилие" решительно бьет меня по сердцу: область благотворительности. Я не знаю, у кого больше денег и бриллиантов: у богатых евреев или богатых русских. Но я совершенно точно знаю, что все большие благотворительные организации в Париже и в Берлине лишь потому могут помогать нуждающимся русским эмигрантам, что собирают нужные суммы среди отзывчивого еврейства. Опыт устройства вечеров, концертов, писательских чтений достаточно доказал, что обращаться к богатым русским - бесполезная и унизительная трата времени… Лишь смягчить тон этой столь явно "антисемитской" статьи прибавлю, что, по моему мнению, национально-чувствительному еврею может часто мерещиться оттенок антисемитизма там, где в действительности присутствует лишь национальная чувствительность славянина" (М. Осоргин).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 163-64): "Статью Осоргина сопровождал в том же номере редакционный комментарий (по сути мыслей и стилю принадлежащий, вероятнее всего, главному редактору Жаботинскому): М.А. Осоргин "напрасно опасается, что читатели "Рассвета" усмотрят в (статье) антисемитские тенденции. Одно время было, правда, на свете такое поколение, которое инстинктивно шарахалось от слова "еврей" в устах нееврея. Один из заграничных вождей этого поколения сказал: "Лучшая услуга, какую может нам оказать передовая пресса, это - не говорить о нас". Его послушались и в течение долгого времени в приличных прогрессивных кругах России и Европы, действительно, принято было смотреть на слово "еврей" как на звук непечатный. Слава Господу, время это прошло". Осоргина мы можем "уверить в нашем понимании и сочувствии… Впрочем, в одном пункте мы с (ним) прямо несогласны".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 164): "Он придает слишком большое значение роли евреев в беженской благотворительности. Прежде всего - эта преобладающая роль естественна. Взаимопомощь есть один из основных навыков диаспоры. Мы учились технике диаспорального быта очень долго; русские - никогда… Но есть и более глубокая сторона вопроса… Мы от русской культуры получили много ценного - даже для нашего будущего самостоятельного национального творчества… Перед русской культурой мы, российские евреи, должники; никакими грошами мы этого долга не заплатим. Те из нас, которые делают, что могут, чтобы помочь ей пережить тяжелое время, поступают правильно и, надеемся, будут так поступать и впредь" (М. Осоргин).
        АВТОР ПРОЯВЛЯЕТ УДИВИТЕЛЬНОЕ НЕПОНИМАНИЕ РОЛИ МОРАЛИ в СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ и НАЦИИ. ЕМУ НЕИЗВЕСТНО ТАКОЕ ПОНЯТИЕ, КАК МОРАЛЬНАЯ НАЦИЯ! Но ВОТ с ЭТИХ ПРИМИТИВНЫХ ПОЗИЦИЙ НЕДОПОНИМАНИЯ ОН БЕРЕТСЯ СУДИТЬ о "ВЫСШИХ МАТЕРИЯХ". В УЧЕНИИ, ОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ, ОПЫТА НУЖНА ПОСТЕПЕННОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ… Не СТАРТОВЫЙ РЫВОК с МЕСТА! ПРИ ТАКОМ ПОВЕРХНОСТНОМ ИССЛЕДОВАНИИ НЕЛЬЗЯ УЯСНИТЬ СУЩНОСТЬ ИУДАИЗМА, ПОЧТИ МИСТИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ ИУДЕЕВ-ЕВРЕЕВ. АВТОР не УГЛУБЛЯЕТСЯ в ГЛУБИНЫ ФИЛОСОФИИ. ОН ВИДИТ РУССКОГО и ЕВРЕЯ. С ПОЗИЦИИ ФИЗИЧЕСКИ СИЛЬНОГО УТВЕРЖДАЕТ: "Не ТЕБЕ с НАМИ ТЯГАТЬСЯ!" ЭТИМ СПОР "РЕШЕН - ОДНОЗНАЧНО, ОКОНЧАТЕЛЬНО!"
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 164-66): "вернемся к первым послереволюционным годам. "В русской эмиграции еще бушевали политические страсти, была потребность разобраться в происшедшем. Стали возникать газеты, журналы, книгоиздательства" (А. Седых). Иные богачи, чаще евреи, финансировали эту нововозникшую рос сийскую эмигрантскую прессу, от либерального направления и левой. Среди пишущих публицистов, редакторов газет и журналов, книгоиздателей - было много евреев. Подобный перечень их вклада в издания и издательства сохранен в "Книге о русском еврействе" (а теперь и в томах "Евреи в русском еврействе" (а теперь в томах "Евреи в культуре Русского Зарубежья")… Берлин стал столицей и русских книгоиздательств: "в 1922-м году все эти русские издательства выпустили в свет больше русских книг и изданий, чем в тот год было выпущено в Германии немецких. Большинство книгоиздателей и книготорговцев были евреи" (И. Левитин)… Рига и вообще города свободных стран Прибалтики (с немалым еврейским населением) оказались живыми центрами еврейской эмиграции. А еще - "единственным общим языком у латышей, эстонцев и литовцев оказался русский"…
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 169-70): "Уехавшие вскоре после прихода большевиков - и вообразить не могли, что за адская пляска разыгралась в России. Верить слухам казалось невозможно. Свидетельств из "белого" лагеря старались не слышать. Но вот демократические публицисты (кадетка А.В. Тырнова-Вильямс, высланная в 1922 социалистка Е.Д. Кускова, бежавший эсер С.С. Маслов) один за другим принялись ошеломляя эмиграцию, сообщать печатно - что в Советской России быстро растет народный антисемитизм: "Юдофобство одна из самых резких черт на лице современной России. Может быть, она даже самая резкая. Юдофобство везде: на севере, на юге, на востоке, на западе. От него не гарантирует ни уровень умственного развития, ни партийная принадлежность, ни племя, ни возраст… Даже принадлежность к еврейству не страхует от него"(С.С. Маслов).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 170): "Такого рода утверждения были поначалу встречены среди эмигрантов-евреев, уехавших раньше, с недоверием: отчего бы так? В "Еврейской трибуне", в те первые годы, можно было прочесть возражение: "русское еврейство, взятое в целом, как и национальная группа, пострадало от большевизма едва ли не больше всех прочих национальных групп России"; а что касается "банального отождествления евреев и комиссаров" - то его-то и распускает "черная сотня". От прежнего представления, что народ в антисемитизме не погрешен, а главный источник антисемитизма был царизм, теперь потекло к представлению, что русский народ и сам по себе носитель его. А значит, и подавление народного черносотенства - в заслугу большевикам. (Иные стали и прощать им даже капитулянтский Брестский мир. Вот в "Еврейской трибуне" в 1924 вытащен был и такой нафталинный аргумент: "русская революция 1917 г., трагически докатившаяся до Брест-Литовска, помешала куда более тяжкой и роковой измене Царского Села" (Б. Мирский).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 170-71): "Но сведения подтверждались, а тут и в самом зарубежьи ясно проступили противоеврейские настроения значительной части русской эмиграции. "Союз Спасения России" (почитавший в. кн. Николая Николаевича) издавал листовки для СССР в таком духе: "Красной Армии. Семь лет евреи царствуют в Великой России…" - "Русским Рабочим. Вас уверяли, что вы будете хозяевами страны, что создадут "диктатуру пролетариата". Где же она? Кто у власти теперь во всех городах республики?.." - В СССР эти листовки, конечно, не попадали, но еврейскую эмиграцию пугали и оскорбляли. Литовцев писал: "В начале двадцатых годов эмигрантский антисемитизм носил прямо-таки болезненный характер - это была своего рода белая горячка" (С. Литовцев). Да много шире: в первые годы после победы большевиков - осудительные и недоброжелательные выводы против евреев делали многие в Европе, "отождествление большевизма с иудаизмом стало общепризнанной модой современного еврейского мышления. И было бы смешно утверждать, что лишь антисемиты проповедуют эту социально-политическую ересь" (Д.С. Пасманик).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 171-72): "Может быть, д-р Пасманик в 1922 спешил с выводами? но писал он тогда так: "Во всем цивилизованном мире, среди всех наций и среди членов всех социальных классов и политических партий, укрепилась вера в то, что евреи играют решающую роль в возникновении и во всех проявлениях большевизма. Наш личный опыт доказал нам, что этого мнения придерживаются не только отъявленные антисемиты, но и… представители демократической общественности… ссылаются на факты, т.е. на роль евреев в большевистском движении не только в России, но и в Венгрии, в Германии и повсюду, где оно проявлялось. При этом явные антисемиты не очень считаются с правдой. Для них все большевики - евреи, все евреи - большевики… Мнение, что большевизм создан евреями", было уже столь распространено в Европе (и это было "среднее мнение французской и английской обывательщтны")… его поддержал даже зять Плеханова Жорж Бато, высказав в своей книге, что евреи - вообще революционеры, по своей природе: "так как иудаизм проповедует идеал социальной справедливости на земле… то он вынужден отстаивать революцию".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 172-73): "Пасманик приводит высказывания Бато: "В продолжении веков… евреи всегда были против установленного порядка… Это не означает, что евреи сделали все революции или что они были их единственными или главными авторами; они помогают революциям и участвуют в них"; "Можно с полным правом утверждать, как это делают многие русские патриоты, часто даже из среды очень передовых людей, что Россия теперь агонизирует под властью еврейской диктатуры и еврейского террора"; "Беспристрастное изучение мирового положения позволяет констатировать общее возрождение антисемитизма, направленного не столько против евреев, как личностей, сколько против направлений еврейского духа… Мы обязаны защищаться, потому что мы не можем отрицать очевидных фактов… заграничные публицисты доказывают, что все разрушительные идеи последнего столетия распространены евреями, благодаря именно иудаизму… Мы не можем ограничиться заявлением, что еврейский народ не отвечает за те или иные действия отдельных его членов… Наша цель… не только спор с антисемитами, но и борьба с большевизмом… не только парировать удары, но наносить их тем, которые провозгласили царство Хама… Борьбу с Хамом обязаны вести и Иафет и Сим, и эллины, и иудеи". - Где действительно надо искать корни большевизма? - "Большевизм прежде всего - антикультурное явление… это - проблема русская и всемирная, а не результат злодеяний каких-то "Сионских мудрецов" (Д.С. Пасманик).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 171-72): "писал и Бикерман: "Волны юдофобии заливают теперь страны, народы, а близости отлива еще не заметно"; "не только в Баварии или Венгрии… не только в государствах, частью или полностью образовавшихся из обломков великой прежде России… но также в странах, смутой пощаженных, а от России отделенных целыми материками и океанами… В Германию приезжали японские ученые знакомиться с антисемитской литературой: и на далеких островах, где евреев почти нет вовсе, заинтересовались нами… Именно юдофобия: страх перед евреем как пред разрушителем. Вещественным же доказательством, пугающим и ожечточающим, служит плачевная участь России".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 172-73): "И в совместной декларации "К евреям всех стран!"(1923) эта группа авторов писала тревожно: "Никогда еще над головой еврейского народа не скопилось столько грозовых туч". Сказать ли, что авторы эти, по своей чувствительности, - преувеличивали? сгустили несуществующие угрозы? Но тут уже как грозно, с нашим поздним знанием, прозвучало и предупреждающее упоминание об "антисемитской литературе в Германии"... "Обязанность защищаться" остро осознавалась евреями еще и потому, что послевоенная Европа и Америка были затоплены тиражами как раз "Протоколов сионских мудрецов", распространившихся внезапно и мгновенно… "Неслыханный успех "Протоколов", переведенных на многие языки, показывал, насколько была широка вера в большевистскую революцию как еврейскую" (М. Агурский). - Английский ученый Норман Кан: "в годы, непосредственно следовавшие за первой мировой войной, когда "Протоколы" выплыли из тумана и прогремели по всему миру, множество вполне здравомыслящих людей относились к ним совершенно серьезно".
        И на ЭТОМ "ОБЪЕКТИВНЫЙ А.И. Солженицын" ОБРЫВАЕТ ЦИТИРОВАНИЕ. ОН в ДАННОМ СЛУЧАЕ ПОСТУПАЕТ по МЕТОДУ "ЧЕСТНОГО ВЗЛОМЩИКА": МАЛУЮ ЧАСТЬ ВЕЩЕЙ УНОСИТ! В ЕГО НАМЕРЕНИЯ не ВХОДИТ "ОБИЖАТЬ ХОЗЯЕВ": ТОЛЬКО ПОДЕЛИЛСЯ! САМУЮ СУЩЕСТВЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ИГНОРИРУЕТ. "НОВОСТИ НЕДЕЛИ" за 2 СЕНТЯБРЯ 2003 г. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ КНИГИ Н. КОНА. ПРИВЕДЕМ СУЩЕСТВЕННОЕ.
        "Число "Протоколов"… двадцать четыре. Они собраны в брошюру объемом около ста страниц. Содержание "Протоколов" передать не так просто, поскольку они многословны и изложены напыщенным стилем, а аргументация их уклончива и лишена логики. Прилагая известное старание, в них можно различить три главные темы: критика либерализма, анализ методов, якобы позволяющих евреям добиться мирового господства и описание их будущего всемирного государства. Эти темы излагаются в самом беспорядочном виде. Но в целом можно заметить, что первые две темы преобладают в первых девяти протоколах, в то время как остальные пятнадцать протоколов посвящены главным образом описанию грядущего еврейского царства. Если попытаться упорядочить аргументацию "Протоколов", то в общих чертах они выглядят следующим образом. Расчеты "мудрецов" строятся на специфическом понимании политики.
        По их мнению, политическая свобода: это лишь идея, обладающая огромной привлекательностью для народных масс, то такую, которую на практике никогда не осуществляли. Либерализм, берущийся за выполнение этой неразрешимой задачи, приводит в итоге лишь к хаосу, ибо люди не способны управлять собой. Они не знают, чего на самом деле хотят, легко обманываются показной видимостью и не способны принимать правильные решения, когда бывает необходимо выбирать. Когда у власти находилась аристократия, что было вполне справедливо, и свобода была в ее руках, она пользовалась ею для общего блага; например, заботилась о рабочих, трудом которых жила. Но аристократия ушла в прошлое, а сменивший ее либеральный порядок оказался не жизнеспособным и неизбежно должен привести к деспотизму. Только тиран может навести порядок в обществе. Более того, поскольку в мире больше порочных, чем добропорядочных людей, сила остается единственным приемлемым средством управления. Сила всегда права. В современном мире основой такой силы является капитал.
        Сегодня в мире правит золото. На протяжении многих столетий осуществляется заговор с целью сосредоточения всей политической власти в руках тех, кто способен правильно ее использовать, - то есть в руках "сионских мудрецов". Уже многое сделано, хотя заговор пока не достиг своей цели. В соответствии с точно сформулированными планами "мудрецов", в период, предшествующий установлению их господства над всем миром, нееврейские государства, пока еще существующие, но в достаточной степени ослабленные, должны быть уничтожены. Сначала для этого необходимо добиться усиления в каждом государстве недовольства и беспокойства. К счастью, средства для этого предоставлены самой природой либерализма. Поощряя бесконечную пропаганду либеральных идей и беспрерывную болтовню в парламентах, "мудрецы" помогают добиться полного замешательства в умах простого народа. Замешательство и разброд усилятся благодаря многопартийной системе: "мудрецы" заботливо углубляют разногласия, тайно поддерживая поддержку всем партиям. Они позаботятся об отчуждении народа от его руководителей.
        В частности, они будут раздувать среди рабочих постоянное недовольство, делая вид, что поддерживают их требования, но в то же время тайно сделают все возможное, чтобы понизить жизненный уровень трудящихся. В любом государстве необходимо опорочить власть. Аристократия в конце концов должна быть уничтожена с помощью усиленного налогообложения земельной собственности. Так как аристократы никогда не откажутся от роскошного образа жизни, то необходимо помочь им запутаться в долгах. В результате должна быть введена президентская форма правления, которая даст возможность "мудрецам" выдвинуть на высшие посты своих марионеток. Масонство и прочие тайные общества необходимо сделать послушными в руках "мудрецов". Любой, оказавший сопротивление, должен быть физически уничтожен. Вся индустрия сконцентрируется в руках гигантских монополий, чтобы собственность неевреев можно было мгновенно уничтожить, когда это понадобится "мудрецам".
        Тем временем необходимо осуществлять постоянный подрыв нравственных устоев неевреев. Следует особо старательно поощрять пьянство и проституцию. "Мудрецы" вполне уверены, что способны сломит всякие сопротивления, хотя и признают, что неевреи еще могут воспрепятствовать осуществлению заговоры. Вскоре наступит время, когда нееврейское государства, доведенные до предельного кризиса, будут рады передать бразды правления "мудрецам", которые уже сумели заложить фундамент своего будущего господства. Вместо аристократии они установили плутократию - то есть власть золота, а золото находится полностью под их контролем. Они установили контроль над законотворческой деятельностью и привели законы и состояние полной неразберихи. Изобретение арбитража служит наглядным примером этих дьявольских ухищрений. Систему образования "мудрецы" надежно прибрали к рукам. В этой области их губительное влияние оказалось в изобретении преподавания с помощью наглядных пособий. Цель этой техники заключается в том, чтобы превратить неевреев в "не мыслящих, послушных животных, ожидающих наглядности, чтобы сообразить ее…"
        "Мудрецы" уже осуществляют контроль над политикой и политиками. Все партии, от самых консервативных до крайне радикальных, по существу являются орудиями в их руках. Скрываясь за спиной масонства, "мудрецы" проникли в тайны всех государств. Они достаточно сильны, чтобы вызвать к жизни общество с новыми социальными порядками или, наоборот, разрушить существующее общество, когда им того захочется. После столетней борьбы, стоившей многих тысяч жизней неевреев и даже некоторых евреев, возможно, всего один век отделяет "мудрецов" от окончательного достижения цели. Их целью является наступление "мессианского времени", когда весь мир будет объединен одной религией (то есть иудаизмом), и им будет править иудейский властитель из рода Давида. Этот век освящен свыше, ибо сам Б-г избрал евреев для мирового господства. Новое устройство мира будет отличаться вполне определенной политической структурой.
        Общество будет организовано в полном соответствии с принципом неравенства; массы в нем отделены от политики; образование и пресса пресекают даже малейший интерес к политике. Все публикации подвергаются жестокой цензуре, а свободы слова и союзов строго ограничены. Эти ограничения преподносятся под видом временных мер, которые якобы будут отменены после устранения всех врагов народа, но на самом деле закрепятся навечно. Историю будут преподавать лишь в качестве наглядного пособия, которое подчеркнет различие между хаосом в прошлом и идеальным порядком в настоящем. Успехи новой мировой истории будут постоянно противопоставляться политической слабости и провалам прежних нееврейских правительств. За каждым членом общества будет установлена слежка.
        Многочисленная тайная полиция вербуется из всех слоев населения, и каждому гражданину вменено в неукоснительную обязанность доносить обо всех услышанных критических замечаниях, касающихся режима. Антиправительст венная агитация будет приравнена к самому позорному преступлению, сравнимому лишь с кражей или убийством. Со всякими проявлениями либерализма будет покончено. От всех потребуется безоговорочное повиновение. В неопределенном будущем людям обещана свобода, но это обещание эфемерно. С другой стороны, будет обеспечен высокий жизненный уровень населения. Безработицу ликвидируют, а налоги поставят в зависимость от доходов. Заинтересованность "маленького" человека в работе будет подстегнута развитием мелкого производства. Образование будет спланировано так, чтобы молодые люди получали подготовку в зависимости от их происхождения. Пьянство осуждено, как и всякое проявление независимой воли.
        Все это даст массам удовлетворение и покой, и в этом им поможет пример вождей. Законы станут понятными и неизменными, а судьи - неподкупными и непогрешимыми. Все еврейские руководители будут подбираться из числа способных, деловых и доброжелательных людей. Кроме того, верховный вождь будет человеком выдающихся достоинств; все неподходящие наследники безжалостно устраняются. Этот еврейский правитель будет свободно общаться с людьми и принимать петиции; никто и догадается, что он постоянно окружен агентами тайной полиции. Он должен вести безукоризненную частную жизнь, не опекая своих родственников; он не будет владеть никакой собственностью. Он призван постоянно трудиться по заданию правительства. В результате воцарится мир без насилия или несправедливости, в котором все будут наслаждаться подлинными благами общества. Народы возрадуются и восславят прекрасное правление, и поэтому царство Сиона просуществует долго. Такой замысел, который приписывают этим таинственным "сионским мудрецам".
        В ОСНОВУ "ПРОТОКОЛОВ" ЛЕГЛА ГРУБО СЛЕПЛЕННАЯ ПАРОДИЯ или САТИРА. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ОСНОВНУЮ СУЩНОСТЬ ЛЮБОГО ТОТАЛИТАРИЗМА. ДИКТАТОРСКУЮ ПОЛИТИКУ ВЛАСТИТЕЛЕЙ, СТРУКТУРНОЕ УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА. Хоть НЕСКОЛЬКО ЗНАКОМЫЕ с ДРЕВНЕЙШЕЙ ИСТОРИЕЙ ИЗРАИЛЯ, МОРАЛЬЮ, ПРИНЦИПАМИ ИУДАИЗМА не ПОВЕРЯТ в НАВЯЗУЕМУЮ АНАЛОГИЮ. ЕВРЕИ ПРИВЫКЛИ ЖИТЬ ЧЕСТНО, СКРОМНО, ТРУДИТЬСЯ ДОБРОСОВЕСТНО. ДРУГИЕ НАРОДЫ РЕДКО ЗАДУМЫВАЮТСЯ о БУДУЩЕМ: УСТРАИВАЮТСЯ "на ДЕНЬ"! РАСТОЧИТЕЛЬСТВУЮТ! ЧРЕЗМЕРНО ЗАБОТЯТСЯ о ДОРОГОСТОЮЩИХ НАСЛАЖДЕНИЯХ. ЗАВИСТЬ, НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВО ВОЗНИКАЮТ от КОРЫСТИЯ. СУЕВЕРИЯ ПЛОДЯТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ, НАПОЛНЯЮТ "СОДЕРЖАНИЕМ" ЛЕГКОВЕРИЕ. САМОСТОЯТЕЛЬНО не МЫСЛЯЩИЕ, ЛИШЕННЫЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛЮДИ не СМОГЛИ РАЗОБРАТЬСЯ: "ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ" ВОСПРИНЯЛИ как ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПРОГРАММУ. ФАЛЬШИВКУ ПРЕДСТАВИЛИ РАБОТАЮЩЕЙ под СЕБЯ! УХВАТИЛИСЬ за "ОЧЕВИДНУЮ ВЕРСИЮ"! ИСТИННО: АНТИСЕМИТИЗМ - ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО СИНДРОМА.
        АНТИСЕМИТИЗМ - ПОБУЖДАЕМ ЖИВОТНЫМИ ИНСТИНКТАМИ. ДЕЙСТВУЕТ по ПРИМИТИВНОЙ СХЕМЕ. ПОЛЬЗУЕТСЯ ГОТОВЫМИ РЕЦЕПТАМИ, ОДНОЗНАЧНЫМИ ВЫВОДАМИ. ГОВОРЯТ: КУЛЬТУРА СПАСАЕТ! НАМ ИЗВЕСТНО ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВО АНТИСЕМИТСКИХ "КУЛЬТУР", РЕЛИГИЙ и СЛУЖИТЕЛЕЙ КУЛЬТА. ПОСТОЯННОЕ ЩЕКОТАНИЕ, ЩИПКИ, УКОЛЫ, УДАРЫ, даже ЗВЕРСТВА ЗАКАЛИЛИ ЕВРЕЕВ. ОНИ ВЫНУЖДЕННО ЗАЩИЩАЮТ ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО и даже ЖИЗНЬ! ХОТЯТ ЛИШИТЬ НАС ПРАВА на САМООБРОНУ! ОСКОПЛЕННЫЕ от ЧРЕЗМЕРНЫХ ОСТОРОЖНОСТЕЙ НАШИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПОЛИТИКИ РУКОВОДСТВУЮТСЯ ЛОЖНЫМИ ПРИНЦИПАМИ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО "СВЕРХГУМАНИЗМА". ОТХОДЯТ от ОСНОВ ИЗНАЧАЛЬНОГО ИУДАИЗМА. ТЕРПЯТ КОПОШЕНИЕ ВРАГОВ, даже УЖАСАЮЩИЕ по МАСШТАБАМ КРОВАВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТОВ! Будь на ИХ МЕСТЕ РУССКИЕ или КТО ДРУГОЙ из "БЛЮСТИТЕЛЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ и МОРАЛИ": ДАВНО бы "ЗАЧИСТИЛИ ПАЛЕСТИНЦЕВ", как РАССАДНИК МИРОВОГО ТЕРРОРА. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ПРИДУТ к "РАДИКАЛЬНОМУ РЕШЕНИЮ": СОЖГУТ РАМАЛЛУ, ГАЗУ... Но ЗАЧЕМ ПООЩРЯЮЩЕЕ УБИЙЦ СВЕРХТЕРПЕНИЕ?
       
        ГОСПОДА ИССЛЕДОВАТЕЛИ и ИНТЕРПРЕТАТОРЫ УПУСКАЮТ из ВИДА: ОБИЖЕННЫЕ СУДЬБОЙ РУССКИЕ, ЗАПРОСТО ВЫБРОШЕННЫЕ за ПРЕДЕЛЫ РОДИНЫ, ЭМИГРАНТЫ ПРИВЕЗЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПОРЦИЮ АНТИСЕМИТИЗМА в УЖЕ и БЕЗ ТОГО АНТИСЕМИТСКУЮ ЕВРОПУ. ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ и БЕЗ "ПРОТОКОЛОВ" ВОЗМУЩЕННАЯ ПРИСУТСТВИЕМ "ЧУЖАКОВ", ВОСПРИНЯЛА ПРОПАГАНДУ геббельса НАЦИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ, да и КРОВАВУЮ ПРАКТИКУ, как ОЧИСТИТЕЛЬНУЮ от СКВЕРНЫ ЕВРЕЙСКОГО ПРИСУТСТВИЯ. За ДОЛГИЕ ВЕКА ИСТОРИИ ЕВРОПА ПРЕВРАЩЕНА в СПЛОШНОЕ ЕВРЕЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ. За ГЕНОЦИД ЕВРЕЕВ в РАВНОЙ СТЕПЕНИ ОТВЕЧАЮТ МНОГИЕ НАРОДЫ ЕВРОПЫ и РУССКИЕ ЭМИГРАНТЫ, НАРЯДУ с ГЕРМАНСКИМ НАЦИЗМОМ и НАРОДОМ. До КОНЦА ДНЕЙ ИСТОРИИ ОСТАНЕТСЯ на НИХ КЛЕЙМО ГУБИТЕЛЕЙ и ПАЛАЧЕЙ.
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 173-74): "Подлинность их поддержали тогда лондонские "Таймс" и "Морнинг пост", - однако уже в августе 1921 "Таймс" опубликовал серию статей своего стамбульского корреспондента Ф. Грейвса, где сенсационно обнажались обширные текстовые заимствования "Протоколов" из политического памфлета Мориса Жоли, имевшего мишенью Наполеона III ("Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье, или Маквеллистская политика в XIX в.", 1864). В свое время весь тираж памфлета был арестован и изъят французской полицией. На Запад "Протоколы" попали из охваченной Гражданской войной России. Публицистическая подделка, изготовленная в начале века (в 1900 или в 1901), "Протоколы были впервые напечатаны в 1903 в Петербурге. Их инициатором и "заказчиком" считают П.И. Рачковского, возглавлявшего Заграничную Агентуру Департамента Полиции с 1884 по 1902, главным исполнителем - Матвея Головинского, агента охранки с 1892, сына пертрашевца В.А. Головинского (впрочем, новые версии появляются по сей день).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 174-75): "Хотя "Протоколы" переиздавали еще в 1905, 1906, 1911 - они практически не получили распространения в дореволюционной России: "не нашли широкой поддержки в русском обществе… Распространители не смогли заручиться и поддержкой двора" (КЕЭ, т.6). После многих безуспешных попыток "Протоколы все же были представлены Николаю II в 1906 году и произвели на него сильное впечатление. На полях пометы: "Какое предвидение!", "Какая точность исполнения!", "Наш Пятый год точно под их дирижерство!", "Не может быть сомнений в их подлинности". - Но когда правые деятели предложили проект широкого использования "Протоколов" для защиты монархии, премьер П.А. Столыпин распорядился провести секретное расследование их происхождения. Дознание вскрыло несомненный подлог. Государь был потрясен докладом Столыпина, но написал твердо: "Протоколы" изъять. Нельзя чистое дело защищать грязными способами". - И затем уж "отрицательное отношение властей России к "Протоколам сионских мудрецов" проявлялись жестко: никаких ссылок на "Протоколы…" не допускалось даже во время подготовки процесса М. Бейлиса". Но "1918 был переломным в истории "Протоколов" (КЕЭ, т.6).
        РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО и ПРЕЖДЕ ВСЕГО МОСКОВСКОЕ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ПРОПИТАНО НАЦИСТСКОЙ АНТИСЕМИТСКОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ. "ЖИДО-МАСОНСКИЙ ЗАГОВОР", как ТЕРМИН и СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ПОЛИТИКИ ХОЛОКОСТА, ИЗОБРЕТЕН в ВЕДОМСТВЕ геббельса. ВЫХОДИТ, НАЦИЗМ ЖИЛ, НАЦИЗМ ЖИВ и НАЦИЗМ БУДЕТ… ПОКА СУЩЕСТВУЕТ ДУРАЦКОЕ РОССИЙСКОЕ и ПОДОБНЫЕ ЕМУ СООБЩЕСТВА ЛЕГКОВЕРНЫХ НЕВЕЖД и НОСИТЕЛЕЙ СУЕВЕРИЯ, ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ, УБЕЖДЕНИЙ. ЕВРЕЯМ НЕТ СМЫСЛА ВМЕШИВАТЬСЯ в ПРОИСХОДЯЩИЕ ВНУТРИ ГОЙСКИХ НАЦИЙ ПРОЦЕССЫ. ОДНО ПРИСУТСТВИЕВ ЕВРЕЕВ "ВНУТРИ" и "СНАРУЖИ" ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ЖИВУЧЕСТИ АНТИСЕМИТИЗМА. ЛУЧШИЕ ПРИМЕРЫ ТОМУ СЛУЖАТ РОССИЯ и ПОЛЬША. ОБА СЛАВЯНСКИХ НАРОДА СУЕВЕРИЯМИ, ФАНТАЗИЯМИ, САМОВНУШЕНИЯМИ и ФОБИЯМИ ИЗУРОДОВАЛИ СВОЮ ПСИХИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ: до УРОВНЯ ИНВАЛИДНОСТИ!
        А.И. Солженицын(т.2 стр. 175): "После захвата власти большевиками, после убийства царской семьи и в раскате Гражданской войны - интерес к "Протоколам" бурно оживился, стал массовым. Их издавали и переиздавали отделения ОсвАга в Новочеркасске, Харькове, Ростове-на-Дону, Омске, Хабаровске, Владивостоке, они имели широкое хождение и в Добровольческой Армии, и в населении (а позже и среде русских эмигрантов, особенно в Софии и Белграде). "После победы большевиков распространение "Протоколов" в России было запрещено", преследовалось уголовно, но "в Европе завезенные белой эмиграцией "Протоколы" сыграли зловещую роль в становлении идеологии правых движений, особенно национал-социализма в Германии" (КЕЭ, т.8). Разоблачение "Протоколов" как подлога, и вообще отрицание знака равенства между большевиками и еврейством, составило значительную часть публицистической жизни либеральной эмиграции 20-х и 30-х годов. Из русских имен тут наиболее отметны - Милюков, Родичев, Бурцев, Карташев".
        А.И. Солженицын(т.2 стр. 175-76): "Историк церкви, православный богослов, но и общественный деятель, А.В. Карташев писал о неприемлемости для христианина антисемитизма еще в дореволюционном сборнике "Щит"… В 1922 в эмиграции он написал предисловие к книге Ю. Делевского о "Протоколах". В 1937 с такой же просьбой - о предисловии для своей книге - к Карташеву обратился Бурцев. Карташев в предисловии написал: "Человек здравого смысла, доброй воли и небольшой научной дисциплины ума просто не может даже серьезно обсуждать вопрос о подлинности этого полицейско-публицистического подлога, в своем роде талантливого, ибо заразительного для невежд… Нечестно и обратное: из легкой победы над фальсификаторами "Протоколов" делать дешевый адвокатский софизм… Полуистина есть ложь. А полная истина состоит в том, что еврейский вопрос стоит перед миром как один из трагических вопросов истории. И он не может быть разрешен ни дикарскими погромами, ни клеветой и ложью, а только честными и открытыми усилиями всего человечества.
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 176): "Погромщики и наветники крайне затрудняют здравую и честную постановку вопроса, оглупляют его и сводят к абсурду. Они сбивают с толку и самих евреев, все время выдвигающих свою "угнетенную невинность" и ждущих от всех только сострадания и какого-то обязательного юдофобства". - Разоблачение этого "громкого апокрифа" Карташов считал несомненным "нравственным долгом", одновременно полагая, что "прочищая глаза невежд от пыли "Протоколов", недопустимо этим вновь засорять зрение, делая вид, будто этим снимается еврейский вопрос". "Еврейский вопрос", в самом деле, ни статьями, ни книгами не снимался. Вот новая реальность в положении евреев в 20-е годы в Прибалтике и Польше. Хотя в прибалтийских государствах "евреям удавалось в течении ряда лет сохранять за собой влиятельные позиции в торговле и промышленности" (И. Гар), - евреи испытывали на себе давление среды. "Добрая половина русского еврейства вошла в состав отщепившихся от России новых государств… Новые государства с тем большим усердием насаждают каждое свой национализм, чем меньше они уверены в своей прочности".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 176-77) : И.М. Бикерман: "Там "евреи чувствуют себя окруженными враждебной и к тому же активной, неугомонной стихией. То выставляется требование: евреев в высшей школе должно быть не больше, чем в армии… то в житейском обиходе атмосфера сгущается до того, что еврею дышать становится невозможно… В среде самоопределившихся народов войну против евреев ведет само общество: студенты, военные, политические партии, улица... еврей, разбивавший себе лоб за самоопределение народов, готовил для себя и своих стеснения: более тесную зависимость от чужой жизни… распад России означает также распад русского еврейства", история парадоксально показала, что единая Российская Империя, даже с ее притеснениями, была для евреев благоприятнее. И вот в этих отколовшихся лимитрофах "евреи являются верными хранителями русского языка, русской культуры и ждут не дождутся восстановления великой Россиею".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 177-78): "Школы, в которых ведется еще преподавание на русском языке, заполняются еврейскими детьми", а языку нововозникшего государства не хотят учиться. "В этих государствах-клетушках русский еврей, жизнь изведавший на широком просторе великой Империи, чувствует себя стесненным, сдавленным и пониженном в своем гражданском уровне, - несмотря на все права и автономии… Поистине судьбы нашего народа тесно связаны с судьбой великой России"... сионисты… видят "для России… раздробление как идеальное состояние. Поэтому организация русских сионистов именуют себя не русской, не российской, а русско-украинской. Поэтому сионисты и родственные им еврейские группы так усердно братались с украинскими самостийниками".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 177): "Положение евреев в Латвии, Эстонии и Литве буквально трагическое. Вчерашние угнетенные быстро вошли в роль угнетателей, притом крайне плебейских угнетателей, не стыдящихся своей грубой антикультурности" (Д.С. Пасманик)… Впрочем, международная позиция еврейства в кругах Версальского мира, и в частности в Париже, была крепка, и особенно в отношении сионизма. "В июле 1922 Лига Наций признала всемирную Сионистскую организацию в качестве "Еврейского Агентства", представляющего сперва и главным образом, интересы сионистов, потом и несионистов, и подкреплявшие также положение евреев в странах Европы" (КЕЭ, т.7).
        РУССКИЕ СОХРАНЯЮТ в ПЕРВОЗДАННОМ ВИДЕ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД ПРЕДКОВ, ОТЗЫВЧИВЫ на ПОВЕЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ, ИНСТИНКТОВ - ЭТО НАЦИЯ АВОСЬКИНЫХ! В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ: ПОСТОЯННО на АВОСЬ ПОЛАГАЮЩИЕСЯ. По ЖИЗНИ ИДУТ УВЕРЕННО, как бы с ПРИЖМУРЕННЫМИ ГЛАЗАМИ. До ФАТАЛИЗМА ОТЧАЯННЫЕ, до БЕЗРАССУДСТВА БЕСПЕЧНЫ! НЕОРГАНИЗОВАНЫ! ПОВЕЛИТЕЛИ ВЫПАДАЮЩЕГО РЕДКО СЧАСТЛИВОГО СЛУЧАЯ, ЧАСТЫЕ ЖЕРТВЫ НЕЛЕПЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. ФИЗИЧЕСКИ ЖИВУТ в РЕАЛЬНОМ МИРЕ, ЦИНИЧНЫ, но ОДНОВРЕМЕННО ЭТИ УБЕЖДЕННЫЕ ИДЕАЛИСТЫ ПОСТОЯННО ВИТАЮТ в ОБЛАКАХ. НАХОДЯТСЯ во ВЛАСТИ СУЕВЕРИЙ, ФАНТАЗИЙ… Не только НОСИТЕЛИ АВОСЕК! Не ТОЛЬКО РУСЫЕ и ГОЛУБОГЛАЗЫЕ.
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 178-79):"Советская Россия после Гражданской войны погрузилась в глухое безмолвие. Отныне - и на десятилетия вперед - были задушены всякие независимые голоса, гудел только казенный трубеж. (ПРИШЛОСЬ МНЕ ПОБЫВАТЬ на РЕКЕ Трубеж, да и ГОРОД с ТАКИМ НАЗВАНИЕМ РАСПОЛОЖЕН в Брянской ОБЛАСТИ. В ДАННОМ СЛУЧАЕ АВТОР ИСПОЛЬЗУЕТ СЛЕНГОВОЕ или из МЕСТНОГО НАРЕЧИЯ СЛОВО, верно из ТЮРЕМНО-ЛАГЕРНОГО ОБИХОДА. ПОНЯТНО -не ЛИТЕРАТУРНО. ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСКРАСИТ "ПЕРЛ СЛОВЕСНОСТИ" - М.Б.) Тем более страстно кипела эмиграция. Весь разброс ее, от анархистов до монархистов, озаряли сполохи боли, напряженные споры: кто же и насколько виновен во всем происшедшем? Поднялась дискуссия и внутри эмигрантского еврейства. По оценкам Бикермана в 1923: "Еврей на все отвечает привычным жестом и привычными словами: известное дело - мы во всем виноваты; где бы ни стряслась беда, будут искать и найдут еврея".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 178-79): "Девять десятых из того, что пишется в еврейских повременных изданиях по поводу евреев в России, составляет только пересказ этой стереотипной фразы. Так как всегда и во всем мы виноваты, конечно, быть не можем, то еврей делает отсюда весьма лестный для нас и, на первый взгляд, житейски удобный вывод, что мы всегда и во всем правы". Однако стоит задуматься: "Догму о спасительности революции для евреев еврейское общество яро отстаивало тогда (до революции) не менее горячо стоит за нее и теперь". И даже еврейские организации, собирающие помощь страдающим в СССР соплеменникам, при сборе средств в странах Запада "разоблачают, принижают, охаивают все и всех, что было в России до большевиков и до революции силой, оберегавшей и строившей", ведь теперь большевицкая Россия легко превратилась в обетованную землю", там равенство и социализм. Много евреев, выходцев из России, осело в Соединенных Штатах, и "среди них очень легко распространяются пробольшевицкие идеи"…
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 180): "И как же тогда относиться к большевикам-евреям? "Быль молодцу не в укор - так можно… определить отношение еврейской общественности к вышедшим из нашей среды большевикам и к их сатанинской злобе. Или по-современному: евреи имеют право иметь своих большевиков", эту "декларацию прав (я) слышал тысячи раз"; на собрании евреев-эмигрантов в Берлине "один за другим выходили на трибуну почтенный кадет, просто демократ, сионист" - и все "провозглашали это право евреев иметь своих большевиков", "заявления своего права на уродство… А последствия этой словесности таковы: общественное мнение ерейства всего мира отвернулось от России и повернуло в сторону большевиков". "Когда хорошо известный нам, старый, заслуженный общественный деятель - белый ворон - предложил в одной из европейских столиц высокому еврейскому сановнику духовного звания организовать протест против казней православных священников в России (т.е. в СССР), тот, подумав, ответил ему, что это значило бы бороться против большевиков, чего он не считает возможным делать, так как падение большевицкой власти приведет к европейским погромам".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 181, 182, 184): "А если с большевиками жить можно - то надо думать о Белом движении? Когда в ноябре 1922 в Берлине Иосиф Бикерман выступил в 5-ю годовщину основания Белой армии - еврейское общество было, в общем, возмущено, восприняло это как оскорбление еврейства… после Октября - "из права иметь своих большевиков вытекала бы для еврейского народа обязанность иметь своих правых, крайне правых, полярно противоположных большевикам"… если мы поддерживаем большевиков "по принципу: своя рубаха ближе к телу", то "не забудем, что тем самым мы и русскому человеку должны предоставить право заботиться о своей рубахе, которая ему ближе: клич "бей жидов, спасай Россию" получает освящение" (И.М. Бикерман).
        НАМ не ПОНЯТНА, ПОЧЕМУ "ПОЛУЧАЕТ ОСВЯЩЕНИЕ" ТАКАЯ КРИВАЯ, УРОДЛИВАЯ, ИЗУВЕРСКАЯ ЛОГИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ? ЭТО ЧТО: ОКОНЧАТЕЛЬНО НАРОД РУССКИЙ ПРОПИЛ СВОЙ РАЗУМ? В ПОМУТНЕНИИ РАССУДКА ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ ЛЮДЬМИ РУССКИЕ? ЕСЛИ СЧИТАЮТ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД, ЖЕРТВ БОЛЬШЕВИЗМА, ВИНОВНИКАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПАЛАЧЕСКОГО РЕЖИМА БЕЗРОДНЫХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ? МЫ о НАРОДЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО ЛУЧШЕГО МНЕНИЯ. УСТРАИВАЮЩИЕ ПОГРОМЫ и ОТДЕЛЬНЫЕ ПОГРОМЩИКИ-ПОДОНКИ не МОГУТ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ВЕСЬ НАРОД. Хотя ЯРКО УКАЗЫВАЮТ ТЕНДЕНЦИИ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ, БАНДИТИЗМА РОССИЙСКОГО ШОВИНИЗМА.
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 184): "А - к Белой армии? "Недостойное отношение евреев к людям подъявшим на свои рамена безмерно тяжкое бремя борьбы за Россию, за миллионы безответных и безвольных, свидетельствует о глубоком моральном распаде, об извращении сознания…" Тогда, как "все мы, и евреи, и не-евреи, покорно подставляли выю под ярмо и спину под палку, отдельные русские люди, мужественные и гордые, просочившись сквозь все заставы, собравшись с обрывков фронта, разорванного на клочья, сплотились и подняли знамя борьбы… Уж то, что они посмели в этих условиях бороться, поднимает людей и их дело на ту высоту, на которой история записывает только подвиги нетленные. И эти люди стали предметом поношения" стольких евреев, "их клеймит каждый праздно-болтающий язык"; "вместо трагизма мы видим повальное легкомыслие, безграничную распущенность слова, торжествующее верхоглядство".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 184-86): "Но "Россия, за которую боролись белые, нам не чужая; она тоже нам "своя рубаха". "В многовековой истории еврейского рассеяния… не было еще политической катастрофы, столь глубоко угрожающей нашему национальному бытию, как крушение Русской Державы, ибо никогда еще живые силы еврейского народа не были в такой мере собраны воедино, как в прежней, живой России. Даже распад Арабского халифата вряд ли может сравниться с постигшим нас бедствием… Россия будет жить, и возрождение ее должно стать нашим национальным делом, делом всего… русского еврейства". (И.М. Бикерман).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 183-84):: "Еврейское настроение: лучше большевизм, чем реставрация царизма. Распространено "мнение, что падение большевизма в России неизбежно грозит еврейству новою волною кровавых погромов и массовым истреблением… И на этом основании большевизму отдается предпочтение, как меньшему злу"… эти авторы объясняли, почему российское (теперь и эмиграционное) еврейство должно бороться с большевизмом. Вот и на страницах "Еврейской трибуны": "В случае же сметения большевизма в России бурею народного негодования, на еврейство, в глазах масс, ответственность за продление жизни большевизма могла бы падать… Лишь активное участие евреев в борьбе за ликвидацию большевизма гарантирует благо еврейства в общем деле спасения России" (Ю. Делевский).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 179, 181,182): "А тут подкатил и НЭП - так большевики эволюционируют к лучшему! они никак не пропащие! Разжались экономические тиски - так тем более большевики стали приемлемы. "НЭП, а там концессии, как-нибудь устроимся". Назвать еврейскую эмиграцию пробольшевистской - нельзя. Но большевистский строй не дал для нее главным врагом, а у многих сохранилась к нему и благосклонность… за границей… "Невыразимая боль еврея, неизбывная тоска русского гражданина" диктовала эту работу (по объединению). "Не легко было выработать гармоническое отношение к русскому и к еврейскому вопросам в связи со всеми мрачными явлениями последних лет. Мы… старались слить воедино интересы возрожденной России и страждущего русского еврейства… Большевистский коммунизм во всех его видах и формах… злой и неизменный враг еврейства, ибо он прежде всего - враг личности вообще и культурной личности в особенности" (Д.С. Пасманик).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 183,186): "Мы обязаны взять на себя всю борьбу специально с большевиками-евреями, с разными евсекциями, с еврейскими комиссарами… Если Россия нам не родина, тогда мы иностранцы и иже наверное не имеем права вмешиваться в жизнь страны… Судьбы русского еврейства, неразрывно связаны с судьбой России: надо спасать Россию, если мы хотим спасти еврейство… евреи бороться должны с раст-лителями великой страны, плечо о плечо со всеми антибольшевиками; совместная дружная борьба с общим врагом оздоровит атмосферу и значительно ослабит разлившийся широкой волной антисемитизм; только спасая Россию, можно будет предотвратить еврейскую катастрофу". (Д.С. Пасманик). Катастрофу! - то сказано было за 10 лет до прихода Гитлера к власти, за 18 лет до его ошеломительного продвижения по территории СССР и до начала его программы истребления евреев. А не помешало бы Гитлеру столь легко, столь успешно проповедовать в Германии ненависть к "евреям и коммунистам", ставить между ними знак равенства, - если бы очевидными и упорными борцами против советской власти, были евреи? Авторы этого Сборника, их духовные поиски, их пророчество чутьем улавливали уже тогда шагавшую на еврейство Катастрофу, однако ошиблась в пространстве и не предвидели других роковых движений. Смысл же этого грозного предупреждения остался неуслышанным.
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 179): "примечателен и случай с эмигрантом-евреем литератором Горянским, глумливо поданный в виде насмешливого фельетона в советской газете (Г. Рыклин). В 1928 тогда прославленный Бабель (и уже сильно прохвастанный своей близостью к ЧК) для художественного настроя "временно проживал" в Париже, зашел в кафе "Ротонда" и, увидев "старого знакомого", видимо по Одессе, великодушно протянул ему руку: "Здравствуйте, Горянский". Горянский встал: и с презрением отвернулся от протянутой руки. При развитии же гитлеризма в Германии - предпочтение большевизма естественно укоренилось в общественном мнении еще надолго. М.Вишняк укорял: на 1-м Всемирном еврейском конгрессе в Женеве в августе 1936 отношение к большевистской власти, ярко выраженное Н. Гольдманом, было по сути таким: "Если приемлют и даже заискивают перед большевиками" всякого рода свободолюбивые правительства и организации - то "почему не идти тем же путем и энтузиастам еврейского национально-культурного единства?
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 179-180,181): "И только прямая сопричастность Москвы к антиеврейским бесчинствам в Палестине подняла на несколько градусов возбуждение руководящих кругов конгресса против политики советской власти. И то… лишь в форме возмущения запретом древнееврейского языка… запретом эмиграции из СССР в Палестину и, наконец, непрекращающимся мучительством сионистов в политизоляторах и концлагерях. Н. Гольдман нашел и нужные слова, и должное вдохновение". - И в 1939, накануне Второй Мировой войны, отмечалось: "нельзя отрицать: среди зарубежного русского еврейства" настроение: делать "ставку на неприкосновенность советской диктатуры", лишь бы не было погромов (С. Иванович). "Безмерное горе тем, кто "сознавая свою принадлежность к еврейскому народу, одновременно с той же интенсивностью сознают себя русскими людьми". Гораздо легче тому, у кого "одно из русел, по которому движется поток сознания, иссыхает, почему человек чувствует себя только евреем или только русским, сообразно с чем и упрощается его позиция на поле трагического опыта России"…
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 181,184-85): "Подлые годы революции погасили… ростки надежд" на сближение еврейского и русского, какие появились перед самой войной; теперь "активно проявляется… русско-еврейское отталкивание".(Д.О. Линский) "Еврейство должно было биться забелое дело спасения самого еврейского народа, ибо… только в восстановлении и в срочном спасении русской государственности найдет спасение еврейство от той гибели, которая никогда так близко к нему не подходила, как в наши годы". (И Гибель - действительно подходила, хотя и не с той стороны.) Сегодня, после советских десятилетий, кто оспорит эти доводы? Немногие авторы: еврейские или русские - видели столь далеко вперед. А еврейское эмиграционное общество в целом - отвергло эти мысли. И тем - сорвалось на испытании очередным историческим периодом. Возразят: на это не принесло еврейству ощутимого, большого вреда, тем более Катастрофы, какую принес гитлеризм.
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 185,181): "Да, не принесло сравнимого физического вреда, - но в перспективе всей Истории, - отметный духовный ущерб, в частности в успехе большевизма изгонять еврейскую религию из страны, где когда-то она хранила заветные свои корни. И еще: та, среди евреев, "ставка на большевизм" повлияла и на общий ход событий в Европе. Если в просторе русских земель, в безбрежности русской души нет места евреям, то и нигде на земле не отыщется (им) простора… Горе нам, если не уразумеем" (Д.О. Линский). Конечно, к самому концу ХХ века можно и легко отвергнуть эти грозные предсказания, хотя бы по основаниям физическим: и простора на Земле открылось бывшим российским евреям вполне достаточно, в свое еврейское государство возникло и утвердилось, а Россия лежит в разгроме, в таком бессилии, унижении, что предупреждение автора Сборника, как надо считаться с нею, уже выглядит сильным преувеличением, неудавшимся пророчеством. И размышлять над ним остается по струне духовной, так неожиданно связавшей наши два народа в Истории… "На нас лежит обязанность по возможности добросовестно и объективно разобраться в причинах и размерах участия евреев в революции. Это… может иметь известное влияние на дельнейшее отношение между русскими и евреями" (И.О. Левин).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 182): "группа авторов понимала все значение русского крушения: предельно отчетливо. При описании тех лет мы естественно так много черпаем от этих людей, с верой, что их горькие, но совсем не "самоненавистные" мысли могут быть наконец поняты, осмысленны - глубинно. "Связанные многообразными и тесными узами с нашей родиной - с государственным порядком, хозяйством, культурой страны - мы не можем благоденствовать, как все вокруг нас гибнет". И в Воззвании 1923 года читаем: "Отечественное объединение русских евреев исходит из твердого убеждения, что и для евреев, как и для всех населяющих Россию племен, большевики есть наибольшее из возможных зол… Пора еврею перестать с опаской оглядываться, не грешит ли он против революции… Не погрешить бы против родной страны (России) и родного народа (еврейского)". Состояние же еврейского сознания в начале 20-х годов, по мнению авторов Сборника, никак не таково".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 182-83): " "Едва ли не во всех слоях и кругах российского населения происходит… процесс самокритики, осмысливания происшедшего… Справедливы ли или нет эти обвинения и покаяния, они во всяком случае обнаруживают работу и мысли, и совести, боль сердца… Не будет преувеличением сказать, что всего менее заметна подобная работа в еврейской интеллигенции: в этом бесспорно сказывается некая ее болезненность… Извне глядя, можно подумать, что с точки зрения рядового еврейского интеллигента… все обстояло вполне благополучно". Для него "виноваты все посторонние - правительство, генералы, крестьяне. Мы же ни при чес… Мы ни в малейшей степени не были кузнецами своей судьбы и судьбы окружающих; мы - случайный прохожий, на которого обрушилась балка"; "содействовали разрушению (реальности), а по разрушению - не заметили своего участия в этом деле. Не только то важно, что нашлись, понадобились русской смуте такие-то люди, что таких-то людей произвела еврейская среда; а то существенно, что они не встретили достаточного отпора в своей среде, достаточного противодействия" (Г.А. Ландау).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 185): "не одни эти авторы объясняли, почему российское еврейство (теперь и эмиграционное) должно бороться с большевизмом"… "Для единого русского еврейства распад России на отдельные национальные самоопределяющиеся государства представляются национальным бедствием" (В.С. Мандель)… Конечно, к самому концу ХХ века можно и легко отвергнуть эти грозные предсказания, хотя бы по основаниям физическим: и простора на Земле открылось бывшим российским евреям вполне достаточно, и свое еврейское государство возникло и утвердилось, а Россия лежит в разгроме, в таком бессилии и унижении, что предупреждение авторов Сборника, как надо считаться с нею, уже выглядит сильным преувеличением, неудавшимся пророчеством. И размышлять над ним остается по струне духовной, так неожиданно связавшей наши два народа в Истории".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 186-87):: "В истории русско-еврейских отношений я не знаю ничего подобного этому сборнику "Россия и евреи". Он оказался разителен в свое время для евреев в эмиграции. Представим, насколько больно было слышать такое из еврейских уст, изнутри самого еврейства. С русской стороны - мы никак не должны на этот сборник взглянуть поверхностно. Наоборот, брать с него пример: как, любя свой народ, уметь говорить о своих ошибках, где нужно - и беспощадно. И - нигде не чуждаясь, не ставя себя отдельно от народа. Самый верный путь к общественной истине - признать свои ошибки, с каждой, с любой стороны. Отдав этим авторам много времени и раздумий…
        В СВОЕМ "ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ" А.И. Солженицын ВЫСТУПАЕТ ПРЕПАРАТОРОМ, ТЕМАТИЧЕСКИМ РАСЧЛЕНИТЕЛЕМ ЦЕЛЬНЫХ СТАТЕЙ, РАЗНОАВТОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ДЕЙСТВУЕТ по СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ и ПРОИЗВОЛУ (у НАС НЕТ ОСНОВАНИЯ и ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СЧИТАТЬ ПРОИЗВОЛ ХАРАКТЕРА ТВОРЧЕСКОГО, КОГДА "ВНУТРЕННИЙ ВЗГЛЯД" ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЗНАНИЯ и ТВОРИТ НОВУЮ МАТЕРИ: ОСКОПЛЯЕТ, ВЫЖИМАЕТ СОК, ВЫДЕРГИВАЕТ, ВЫВОРАЧИВАЕТ НАИЗНАНКУ! УКЛАДЫВАЕТ СВОЕ "ШОССЕ" из "ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ". Для ЦЕЛЕВОЙ НАДОБНОСТИ ПОСТРОИЛ МНОГОУГОЛЬНОЕ МАССИВНОЕ СООРУЖЕНИЕ: без ФУНДАМЕНТА! ПРИЗНАЕМ: ТРУД НЕЛЕГКИЙ: КРОПОТЛИВЫЙ! ТРЕБУЕТ СТАРАТЕЛЬНОСТИ, ОСОБОГО УСЕРДИЯ, СКРУПУЛЕЗНОСТИ. Чтобы ВЫЯВИТЬ, ОТДЕЛИТЬ, РАССОРТИРОВАТЬ, "СОСТЫКОВАТЬ" ВЫСКАЗЫВАНИЯ МНОГИХ АВТОРОВ в ЕДИНОЕ ЗВУЧАНИЕ и ТОНАЛЬНОСТЬ. Верно, ЭТО МОЖНО, ТАКОЕ НУЖНО! Только КОМУ ВАЖНО?! Для ТЕНДЕНЦИОЗНОСТИ?! Да ЕЩЕ ТАК, ЧТОБЫ ЕЕ ПРИНЯЛИ за ОБЪЕКТИВНОСТЬ ВЫСШЕЙ ПРОБЫ!
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 189-90): "А увещания поведению евреев-эмигрантов в 20-е годы - были в Сборнике еще открытей и резче того. Они призывали соплеменников "сознать свою ошибку и не судить ту Великую Россию, в которой они жили и с которой они сжились в течение сотни лет"; надо бы "вспомнить, как они требуют справедливости к себе и как они недовольно, когда их осуждают всех огульно за деяния отдельных лиц" (В.С. Мандель), надо не бояться "взваливать часть ответственности за все произошедшее и на плечи еврейства" - "Прежде всего точно определить свою долю ответственности и тем самым опровергнуть клеветы антисемитов… Это вовсе не означает приспособление к антисемитизму, как об этом протрубили некоторые еврейские демагоги… Это признание важного для нас самих, это - наш моральный долг… Авторов "Сборника "объявили чуть ли не "врагами народа" (еврейского), подсобниками реакции и союзниками погромщиков" (Д.С. Пасманик). - Еврейство должно пойти правым путем, соответствующим великой мудрости его религиозных заветов, ведущим к братскому примирению с русским народом… Строить вековое здание русского дома и еврейского жилища" (Д.О. Линский).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 190): "А "мы сеем бури и ураганы и хотим, чтобы нас ласкали
       нежные зефиры… Поднимется, я знаю, вопль: оправдывает погромы!.. Я знаю цену этим людям, мнящим себя солью земли, вершителями судеб и во всяком случае светочами во Израиле… Они, с уст которых не сходят слова: черная сотня и черносотенцы (-) сами черные, темные люди, подлинные viri obscuri, никогда не разумевшие… величия творческих сил в истории…" От нас требуется "с повелительной необходимостью, чтобы мы меньше выпячивали свою боль, меньше кричали о своих потерях. Пора нам понять, что плач и рыдания… чаще (свидетельствуют) о душевной распущенности, о недостатке культуры души… В мире ты не один, а печаль твоя не может заполнить вселенной… выставление напоказ своего только горя, своей только боли свидетельствует… о неуважении к чужому горю, к чужим страданиям" (И.М. Бикерман). Звучит - как сегодня сказано. И - всем нам. И тех слов не должны бы отменить ни миллионы полегших в тюрьмах и лагерях ГУЛага, ни миллионы удушенных в нацистских лагерях".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 190-91): "В тот год - доклады авторов Сборника в Отечественном Объединении "были встречены великим возмущением" эмигрантской еврейской общественности. "Даже признавая, гласно или молчаливо, правильность фактических указаний и анализов, выражали негодования или удивление по поводу решительности с ними выйти на гласную арену. Несвоевременно-де говорить об евреях, критиковать, устанавливать их революционные грехи и ответственность, когда еврейство пережило и когда ему может быть еще предстоит столько бедствий" (Г.А. Ландау)… "Еврейская трибуна" в те месяцы отвечала им из Парижа так: "Вопрос об "ответственности евреев за русскую революцию" до сих пор ставился только антисемитами". А теперь вот "идет целый покаянно-обвинительный поход", мол, "нужно "не только обвинять других, но и признавать свою вину", и ничего нового "кроме набившего оскомину "счета имен". "Слишком поздно… возлюбил г. Ландау" "старую государственность"; "покаявшиеся" евреи, ставшие определенными реакционерами"; их "выступления, несовместимые с достоинством еврейского народа… являются совершенно безответственными" (А. Кулишер).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 191-92): "Особенно возмутительна эта попытка "отделить антисемитизм "общественный" от "официального", доказывать, что "народ, общество, страна, - само население ненавидит евреев и считает их подлинными виновниками всех национальных бед"; как и попустители погромов, повторяют "старую теорию "народного гнева" (Б. Мирский). А то и прямо - бранью: "сошедшая было с еврейской общественной арены группа берлинских журналистов и деятелей… снова напомнила о своем существовании… не видит для сего лучшего средства, как идти походом на своих же сородичей - русских евреев; эта "групка верных старому режиму евреев… ослеплена страстью во что бы то ни стало повернуть колесницу истории вспять", пишет "непристойные вещи", подает "праздные советы", берет на себя "смешную роль врачевателей народных ран". Так вот им наука: "Порой уместнее хранить молчание" (С. Познер). А сегодняшний весьма утонченный автор не находит для того Сборника лучшей оценки, чем "тяжелая истерика". И попытка этих авторов, "и дальнейших их путь - доподлинная трагедия", считает он и объясняет эту трагедию "комплексом самоненавистничества" (Ш. Маркиш).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 192): "Однако не скажем, что европейские и эмигрантские евреи вовсе не прислушивались к подобного рода толкованиям или предупреждениям. Несколько раньше, в 1922, возникла еще одна дискуссия. В возобновившемся сионистском "Рассвете" националист Г.И. Шехтман выразил, что не понимает, каким образом интеллигенция других национальностей, может быть не националистична. Интеллигенция непременно принадлежит своей национальности и чувствует ее боли. Еврей не может быть "русским демократом", но, естественно, - еврейским демократом. "Двойного национального и демократического подданства не приемлю". А если русская интеллигенция "не чувствует своей национальности" (Герцен) - то это просто потому, что у нее до сих пор не было случая и не было надобности остро и болезненно ощущать свое национальное бытие, заботиться о нем. Но вот теперь - такой момент наступил". И ныне русская интеллигенция "должна отбросить все претензии на "общерусскость"; осознать себя, как великорусскую демократию" (П.Н. Милюков).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 193): "Трудно было ответить. Но перчатку поднял, не очень уверенно, П.Н. Милюков… он и в 1909 ужаснулся обнажению этого колкого, неприятного национального вопроса: "кому это выгодно?", свое "национальное лицо" сомкнет нас с шовинистами. Но не стержень мировоззрения русского историка, а вот эта неловкая новая обстановка, когда столькие русские интеллигенты хватились в эмиграции, что прохлопали саму Россию, - заставляла и Милюкова несколько откорректировать свою позицию… в обтекаемом ответе Шехтману, попрежнему настаивая, что российский еврей и может и должен быть "русским демократом", Милюков осторожно поворачивает плоскость поляризации: а "когда это требование… выполняется, и появляется "новое национальное лицо" русской демократии (великорусское)" - то ведь первый же Шехтман "боится "предстоящего прихода к власти осознавшей свою великодержавно национальную сущность великорусской демократии". Так - нужны ли нам эти признаки? Так - стоит ли нам портить отношения?".. (П.Н. Милюков).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 193-94): "Эмиграция жила в накаленности не только словесной. В 1927 в Париже был звонкий судебный процесс: часовщик Самуил Шварцбард, вся семья которого погибла во время погромов на Украине, застрелил Петлюру пятью пулями. (Портант Шварцбарда сочувственно помещали советские "Известия"). Адвокаты возвысили голос к оправданию как справедливого возмездия погромщику Петлюре: "подсудимый хотел и должен был поставить перед мировой совестью проблему антисемитизма". Перед судом прошло много свидетелей защиты, что в погромах на Украине в Гражданскую войну был виновен лично Петлюра. Со стороны обвинения раздалось, что убийство это - по заданию ЧК. "Шварцбард с места, волнуясь, кричит: (свидетель) не хочет признать, что я Действовал как еврей, и потому утверждает, будто я большевик". Шварцбард был французским судом оправдан и освобожден."
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 194): "На том же суде называли уже и имя Деникина, и адвокат Шварцбарда провозгласил: "Если вы хотите начать процесс против Деникина, я готов стать с вами рядом!"; "я с таким же страстным убеждением защищал бы здесь мстителя Деникину, как теперь защищаю мстителя Петлюре". А такому мстителю дорога была открыта - Деникин жил в самом Париже, без охраны. Однако судебный процесс над Деникиным не возник. (Подобное убийство и в Москве: там в 1929 Лазарь Коленберг застрелил бывшего белого генерала Слащева, перешедшего к Советам, за попустительство погрому в Николаеве, - "в ходе следствия признан невменяемым и освобожден из-под стражи"). - А прокурор на суде Шварцбарда напоминал, сопоставлял с еще одним громким делом (Бориса Коверды): ведь Петлюра жил в Польше, но "вы (обращаясь к Шварцбарду) не убили его (там), потому что знали, что в Польше вас предали бы военно-полевому суду". В том же 1927 году за убийство большевицкого злодея Войкова в Варшаве юноша Коверда, тоже "желавший поставить перед мировой совестью проблему", получил 10 лет тюрьмы и полностью отбыл их".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 194-95): "В той Варшаве тогда, рассказывал мне белоэмигрант из группы Савинкова, капитан В.Ф. Клементьев, в еврейском населении бранили бывших русских офицеров "белогвардейской сволочью", "в еврейскую лавочку даже не вступишь". Таково было бытовое отчуждение, не только в Варшаве. Русская эмиграция во всей Европе была раздавлена скудостью, нищетой, тяжелым бытом - ненадолго хватило ее накопляться вокруг разбирательств: "больше кто виноват?" Во второй половине 20-х годов противоеврейские настроения в эмиграции пригасли, притихли. От Шульгина можно услышать в эти годы и такие размышления: "Разве наши "визные муки" не напоминают до поразительности стеснений, которые были испробованы евреями по причине "черты оседлости"? Разве нансеновские паспорта, которые являются своего рода волчьим билетом, заграждающим путь, не напоминают надпись "иудейского вероисповедания", которую мы делали на еврейских паспортах, запирая этим для евреев многие двери?"
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 195): "Разве (не будучи в состоянии пробиться, из-за особого положения нашего на службу государственную или к некоторым профессиям) мы не занимаемся всякого рода "гешефтами" (комиссионерство и прочее в этом роде? …Разве мы не приобретаем постепенно привычки "обходить" неудобные для нас законы, точь-в-точь как это делали у нас евреи, и за что мы их ругали?" (В.В. Шульгин). ВОТ ТАК В.В. Шульгин с МНОГОЧИСЛЕННОЙ БЕЛОКОСТНОЙ, ЧАСТО БЕЛОПОГОННОЙ ЭМИГРАНТСКОЙ БРАТИЕЙ: в ПРИЮТИХШИХ ИХ СТРАНАХ в ПРАВОВОМ СМЫСЛЕ ПОЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ ИЗГОЯМИ - "ЕВРЕЯМИ". ТОЛЬКО САМЫЕ ИСКРЕННИЕ в ТОМ ПРИЗНАЛИСЬ. СЕБЯ ПОЖАЛЕЛИ! ВРЯД ли ПОСОЧУВСТВОВАЛИ ЧУЖДЫМ ИМ по ПРИРОДЕ ЕВРЕЯМ! ПОСЧИТАЛИ СУДЬБУ НЕСПРАВЕДЛИВОЙ к СЕБЕ и РОССИИ, но не КАК ПЛАТУ - за ПРОШЛОЕ! ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ ЧАЩЕ ТОЛКАЛО к ОБОСТРЕНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПОБУЖДЕНИЙ, БОЛЕЗНЕННОЙ НОСТАЛЬГИИ. ПОСТЕПЕННО СТИРАЛАСЬ, ТЕРЯЛАСЬ РУССКАЯ ОСОБОСТЬ. ЭМИГРАНТЫ ПОСТЕПЕННО ПРИОБРЕТАЛИ СВОЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРНЫМ ЛЮДЯМ ПРИВЫЧКИ, МАНЕРЫ, УБЕЖДЕНИЯ. СТАНОВИЛИСЬ ЦИВИЛИЗОВАННЫМИ ЛЮДЬМИ: по ЗАПАДНЫМ МЕРКАМ, ТРЕБОВАНИЯМ. РУССКИЕ в ЭМИГРАЦИИ - УХОДИЛИ от СВОЕГО НАРОДА! ТАКОВ ЗАКОН ЛЮБОЙ ЭМИГРАЦИИ!
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 195): "Но именно в те же годы противоеврейские настроения накалились в СССР, уже отзвучали и в советской печати - вот это вызвало тревогу еврейской эмиграции. И в мае 1928 в Париже был устроен для эмигрантов публичный "диспут об антисемитизме"… Повод для беседы: "в России в настоящее время гуляет на просторе одна из сильных, периодически подымающихся волн юдофобства". - Председательствовал эсер Н.Д. Авксентьев, в публике - "больше русских, чем евреев". Марк Слоним объяснял, что "долго угнетенное русское еврейство, получив свободу, ринулось завоевывать позиции, до сих пор ему недоступные", что и раздражает русских. В общем, прошлое роковым образом тяготеет над настоящим". И "дурные причины" (царского времени) вот и "породили дурные последствия". - Ст. Иванович: в Союзе травят евреев потому, что не стало можно травить "буржуев", из-за НЭПа. Но тревожно то, что круги русской интеллигенции в СССР, нейтральные в еврейском вопросе, теперь позволяют себе думать: хорошо, "начнется с антисемитизма, в кончится русской свободой. Опасная и глупая иллюзия".
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 195-96): "Такие выступления возмутили следующего оратора, Вл. Гроссмана: что за адвокатский тон? "Точно еврейство на скамье подсудимых!" Нужна более глубокая постановка вопроса: "Нет оснований отличать советский антисемитизм от антисемитизма в старой России", то есть действует все то же неподавленное черносотенство, столь любезное русским. "Это вопрос не еврейский, а русский. Вопрос русской культуры". (Но если он - столь русский, насквозь русский, коренно-русский, - тогда исправить ничего нельзя? А взаимность - не нужна?) Автор отчета о диспуте С. Литовцев воззвал: "было бы необходимо привлечь к спору несколько честных людей, которые возымели бы мужество объявить себя антисемитами и чистосердечно объяснили бы, почему они антисемиты… Просто, без лукавства, сказали бы: "мне не нравится в евреях то-то и то-то…" А вместе с ними должны бы выступить несколько не менее искренних евреев с ответами: "А в вас нам не нравится то-то и то-то…" Можно быть абсолютно уверенным, что такой честный и открытый обмен мнений, при доброй воле к взаимному пониманию, принес бы действительную пользу и евреям, и русским - России…" (С. Литовцев).
        А.И. Солженицын (т.2 стр. 196-97): "Тогда Шульгин отозвался: "Сейчас, в русской эмиграции, пожалуй, скорее надо иметь мужество, чтобы объявить себя филосемитом". Он отметил целой книгой, закавычив в названии вопрос Литовцева: "Что нам в них не нравится". (В.В. Шульгин). Книгу Шульгина признали антисемитской, и предложенный "обмен мнений" не состоялся. А все явственней катившаяся из Германии Катастрофа вскоре сняла все возможные диспуты. В Париже создалось "Объединение русско-еврейской интеллигенции" - как бы попытка удержать связь между обеими культурами. И тут - обнаружилось, что "жизнь в изгнании вырыла пропасть между "отцами" и "детьми", они уже не понимают, что такое "русско-еврейская интеллигенция" (С.М. Гинзбург). - И с печалью констатировали отцы: "Возглавлявшие раньше мировое еврейство в области духовного творчества и национального строительства еврейские сошли, как таковые, с общественной арены" (ЕМ-1). До войны Объединение успело выпустить сборник "Еврейский мир" -1. По войне, кому удалось, перебрались за океан, там неутомимо создали "Союз русских евреев" в Нью-Йорке, выпустили "Еврейский мир" -2. Там же, уже в 60-х, "Союз выпустил две "Книги о русском еврействе" - дореволюционном и пореволюционном. Тянуло их - оглянуться на ту прежнюю, уже отошедшую жизнь, в той, уже не существующей России".
        ГОСПОДИН С. Литовцев из НАШЕГО ПРОШЛОГО ПРЕДЛОЖИЛ ПАРИТЕТНЫЙ ОБМЕН. Как ГОВОРЯТ в ПРОСТОНАРОДЬИ: "БАШ на БАШ"! СЫСКАЛСЯ ДОБРОВОЛЕЦ АНТИСЕМИТ, а ВОТ - ОППОНЕНТОВ НЕТ! ЧТО, В.В. Шульгин не НУЖДАЕТСЯ в "ПОПРАВКАХ"? И ВТОРОЕ: ИСЧЕЗЛИ из ПРИРОДЫ ПРЕТЕНЗИИ ЕВРЕЕВ к РУССКИМ: СТАЛИ ИДЕАЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ, ПРИВНЕСЛИ БЛАГОРОДСТВО в ОТНОШЕНИЯ? Или ЕВРЕЙСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ, "ОБЩЕСТВЕННОСТЬ" ПРОЯВИЛИ ОБЫЧНОЕ БЛАГОРАЗУМИЕ, ТРУСОСТЬ? САМ В.В. Шульгин МНЕ МНОГО РАЗ РАССКАЗЫВАЛ о СВОЕЙ ДРУЖБЕ с ЕВРЕЯМИ. МНОГО РАЗ ЕГО ЕВРЕИ ВЫРУЧАЛИ, да и в ЭМИГРАЦИИ ОН ПОЛЬЗОВАЛСЯ ЕВРЕЙСКОЙ ДОБРОТОЙ. А ЧТО ЭТУ КНИГУ НАПИСАЛ… Об ЭТОМ Я УЗНАЛ УЖЕ ЗДЕСЬ. РАЗОШЕЛСЯ, КОГДА УБЕДИЛСЯ в ЕГО ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТИСЕМИТИЗМЕ. ОН ПОЛЬЗОВАЛСЯ АНТИСЕМИТИЗМОМ при ВОЗМОЖНОЙ от НЕГО ВЫГОДЕ. До КОНЦА ЖИЗНИ ОСТАВАЛСЯ ПОЛИТИКОМ: НЕПОСТИЖИМЫМ ХИТРЕЦОМ!