Глава 26 - НАЧАЛО ИСХОДА.


    

        А.И. Солженицын: "Эпоха Исхода, как евреи вскоре назвали ее, вошла даже как бы крадучись: начало ее относят к статье в "Известиях" в декабре 1966, где благовидным образом было выражено согласие властей на "воссоединение семей", и под этим "лозунгом получали право покинуть СССР" (Ф. Колкер). А через полгода после того, - грянула, своим историческим ходом, Шестидневная война. - "Как всякий эпос, Исход начался с чудес. И, как положено эпосу, было явлено евреям России - поколению Исхода - три чуда": чудо становления государства Израиль, "чуда Пурима - 1953" (то есть смерть Сталина) и "чудо веселой, блестящей, пьянящей победы 1967 года" (В. Богуславский). Шестидневная война дала сильный и необратимый толчок подъему самосознания советских евреев и угасанию у них жажды ассимиляции. Она породила мощную тягу к национальному еврейскому кружковому самообразованию и изучению иврита.Она, наконец, положила начало эмиграционному мирочувствию.
        А.И. Солженицын:"Но какими же, кем ощущало себя большинство советских евреев к концу 60-х годов, к порогу Исхода? - Нет, не искажают свои ощущенияв ретроспекции те евреи, кто пишут о своем постоянном тогда ощущении угнетенности или стесненности: "Услышав слово еврей, они вжимают голову в плечи, словно ожидая удара. И сами стараются употребить это сакраментальноеслово возможно реже, а когда вынуждены произнести, то выговаривают его скороговоркой и сдавленным голосом, словно их держат за глотку… В среде этих людей есть такие, которые одержимы извечным страхом, въевшимся в их подсознание и уже неизлечимы"… Да жалобы евреев культурных - не на экономическое притеснение, а более-то всего на культурное. "Советские евреи пытаются… сохранить размер своего участия в русской культуре. Они отстаивают русскую культуру в себе" (И. Домальский). Или, пишет литератор-еврейка: всю свою профессиональную жизнь она прожила с ощущением, что, может быть, ее работу отвергнут, оттого что она еврейка (Н. Воронель).
        А.И. Солженицын: "У многих евреев, при зримо преимущественных - в сравнении с массой населения - материальных жизненных позициях, ощущение угнетенности все же несомненно было. Дора Штурман вспоминает: "Когда российских евреев, интересы которых прикованы к России, вдруг - как самозванцев и чужаков - лишают, пусть лишь на бумаге, пусть лишь на бумаге или на словах, права заниматься русскими делами, русской историей, они испытывают обиду и недоумение. С появлением Тамиздата и Самиздата ксенофобия по отношению к евреям, чувствующим себя русскими, свойственная некоторой части пишущих русским, выразилась впервые за много лет не только на уличном и чиновном уровнях, но и на уровне элитарно-интеллектуальном, в том числе и диссидентском. Естественно, что это потрясло евреев, отождествляющих себя с русскими". - И. Галич: "Множество людей, воспитанных в двадцатые, тридцатые, сороковые годы, с малых лет, с самого рождения привыкли считать себя русскими и действительно… всеми помыслами связаны с русской культурой".