К главе 7 - РОЖДЕНИЕ СИОНИЗМА.


     Только несведущему читателю А.И. Солженицын может показаться бесстрастным историком. Таким представляется! Остается литератором. Излагает российскую историю в виде руководящих сверху инструкций, от имени политических направлений. Общественных явлений. Вроде равноправного межнационального диалога. Литературных сюжетов. Часто, почти постоянно прибегает к своему излюбленному приему: находит среди евреев в недрах бурлящего котла мнений своих "единомышленников". С их "непробиваемых позиций" излагает свое видение еврейства. Часто дает динамику развития "противного племени". Придает драмам истерические формы. Подстраивает под заранее заготовленную схему: темные влияния, противоестественные давления, коммерческие и политические комбинации, подстегивающее провокаторство. Извне явился, посторонний инородный фактор: на фоне чистого российского тела паразитически развился. Развращающе воздействовал. Увел с пути истинного православного служения. Особой избраннической судьбы, предназначенной Господом.
        Автор услышал особые, нерусские интонации звучания. Разглядел, понял общую суть, но не разгадал (не дано!) мистические свойства предопределения судьбы. Духовного компонента еврейства. Отмечает увиденные внешние проявления несовместимой двоичной направленности. Спаянные в комплексе разные функции, роли. Первая взрывная, несомненно, полностью разрушительная: внутри российская. Сосредоточена для удара в мышечном рычаге: силой сжатого кулака. Направлена против вековой структуры общественного управления. Основ религии. Российского духа. Славянской культуры, самобытности самого народа. Составляющая созидательной основы: стремительно центробежно направлена. Разрывает границы! Уходит в следующий этап рассеяния эмиграции… Уводит в еврейскую разновидность национализма: в возникший неожиданно сионизм. Обретает идеологическое звучание, политическую окраску. Начинается новый этап консолидации. Обретение нового смысла, силы - для выживания в изменившихся исторических условиях.
        А.И. Солженицын придает особую роль описанию В.Е. Жаботинского (т.1 стр. 253): "ход сознания российского еврейства… в своей упругой эмоциональной манере". Изначально "еврейская масса выставляла против просвещения "фанатический предрассудок преувеличенной самобытности…" В изменившихся условиях изменили убеждения, тактику: "насколько евреи прежде боялись гуманитарного просвещения, настолько они теперь жаждут его… и по распространенности этой жажды знания… мы, российские евреи, может быть, являемся первой в мире народностью … добежав до цели, мы с разбегу пронеслись дальше. Цель была - создать еврея, который, оставаясь евреем, мог бы жить общечеловеческой жизнью… мы теперь… сплошь забыли… что надо оставаться евреями, перестали дорожить своей еврейской сущностью и начали тяготиться ею… выжить дух самопрезрения и возродить дух самосознания… Мы жалуемся нато, что нас презирают, а сами себя почти презираем".
        Значительно позже явилось осознание несовместимости обоих позиций: дарованного Б-гом иудаизма, еврейской сущности с так называемыми "общечеловеческими принципами" западной цивилизации. С реформированным, точнее приспособленным к нуждам христианством! Иудаизм создает обстановку, направление. Христианство подстроилось! Вдруг начало с "мусульманами дружить": ведь те соглашаются выполнять самые грязные, трудоемкие операции. Попали в полное услужение к привилегированным христианам! Такой эксплуататорский гуманизм разделения общественных функций в европейском понимании не считается противоестественным!
        Это сугубо наше, не А.И. Солженицына дело указывать, какими нам быть или стать! Хватит: натерпелись вдоволь менторства российского шовинизма - еще солженицынского назидательства на закуску?! Не позволили именитому возвращенцу, "эмигранту" - обустраивать Россию! По чьему-то настоятельному совету он прилип к беспроигрышной, востребованной теме: вечно злободневной и свежей. И в наши планы вторгся, не спросясь разрешения. Америку не открываю, но явно указываю причину неприятия. Я достаточно просвещен, знаком с российской историей: воспринимаю рискованные кульбиты для доказательства "несхожести наших национальных характеров". Коню понятно! Какую практическую цель сей исполняет "сизифов труд"? Сизиф был наказан богами! Но себя первого и нас всех зачем испытывать и травить? По математике имеется учебник Пупкина без картинок! (Я так шутил лет тридцать назад. В современной России Пупкин тоже стал фольклорным персонажем. Жаль, не защитил я в свое время авторские права на этот чудаковато-простецкий персонаж. Не мог! В те советские времена считался непризнанным. Не овладевшим принципами социалистического реализма. Да жидом впридачу!). И то же отсутствие картинок сопровождает "цитатник" ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ!
        (т.1 стр. 253-54) Перец Смоленскин: " объявил войну сразу: как против "святош и ханжей, которые стремятся искоренить всякое знание из дома Якова", так и против "просвещенных ханжей, которые сладострастными речами стараются отдалить сынов Израиля от наследия отцов". Нет! Надо не стыдиться своего происхождения, надо дорожить своим языком и своим национальным достоинством, а национальная культура может сохраниться только с помощью древнееврейского языка. "Еврейство, лишенное своей территории", является особым видом: "духовной нацией" (ЕЭ, т. 14). "Смоленскин выдвинул доктрину "еврейского прогрессивного национализма". (И.Л. Клаузнер). "А после погромов 1881-82 - рухнули идеалы Гаскалы, и "вера, что цивилизация уничтожит средневековые гонения против евреев, и что путем просвещения евреям удастся сблизиться с народностями Европы, была значительно поколеблена". (ЕЭ, 12). ("Опыт погромов на юге Украины был рас- ширительно перенесен на весь европейский опыт евреев?" - Недоумевает А.И. Солженицын). "Среди российских евреев "народился тип "кающихся" интеллигентов, стремящихся вернуться к традиционному еврейству" (ЕЭ, т.13).
        В условиях российской действительности 300 лет произвольно правил режим романовской диктаторы. При общей реакционности политики в пореформенной России особенно показательно еврейское бесправие. Политика правительства и погромные действия масс украинского населения убедили евреев в бесперспективности нахождения в России. Осуществленный через сто лет лозунг "надо ехать!" мог возникнуть, как осознание, еще во времена правления Александра III. Соединенные Штаты, Аргентина приобрели энергичных, старательных граждан. Экономический, политический, научный, социальный расцвет Штатов в ХХ веке принесли и эмигранты второй половины предыдущего века, их потомки. Хмурые только внешне, но с добродушными характерами россияне (так сами себя они характеризуют), хитрозадые, подлые, коварные украинцы: НАС ВЫСТАВИЛИ! БЫЛО КУДА! Прежде - в ЭМИГРАЦИЮ, в НАШЕ ВРЕМЯ - в РЕПАТРИАЦИЮ! КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ на НИХ и на НАС НАПРАВЛЕН! Дополнительно: ХОЛОКОСТ! ПУТЬ до ИЗРАИЛЯ ТРУДЕН. ЗАБРАЛ БОЛЕЕ 40 ЛЕТ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА! ПРЕДЫДУЩАЯ ЖИЗНЬ - БЛУЖДАНИЕ в ПУСТЫНЕ!
        ПОГРОМЫ СПАСЛИ РОССИЙСКИХ ЕВРЕЕВ от БЫТОВОГО ОДИЧАНИЯ, от ПОЛНОГО ПРЕВРАЩЕНИЯ в СВИНОЕДОВ! ВЫРВАЛИСЬ из "РОССИЙСКОЙ ТЮРЬМЫ". НАС ЗДЕСЬ ЗАСТАЛИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЫ: ПЫТАЮТСЯ ЛИШИТЬ СМЫСЛА и СОДЕРЖАНИЯ САМО ПОНЯТИЕ "ИЗБРАННЫЙ НАРОД". ОСВОБОДИТЬ от СВЯЗИ с ПРОВИДЕНИЕМ. ОТНЯТЬ ДУШУ - ОСТАВИТЬ в ДУШНОЙ АТМОСФЕРЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ. ПРЕВРАТИТЬ в "НАРОД ОБЫЧНЫЙ": ЛЕВОЙ БЕСТОЛКОВОСТИ! "ТОВАРИЩИ" уже РАСТВОРЯЛИ в "ДРУЖБЕ" и "БРАТСТВЕ! Не ВСЕ ЗАБЫЛИ ЗАСТОЛЬЯ, РЕЧИ! РАВЕНСТВО ПРОТЕСТУЮЩИХ НИЩИХ с ОСОБОЙ ТЕПЛОТОЙ ОБЩЕНИЯ на КУХНЯХ. ОБА НАРОДА СЫГРАЛИ ВАЖНУЮ РОЛЬ в СУДЬБЕ ОДИН ДРУГОГО. ЕВРЕИ ПОДСТЕГИВАЛИ РУССКОЕ РАЗВИТИЕ во ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ, А НЕБЛАГОДАРНЫЕ РУССКИЕ ВЫТАЛКИВАЛИ ЕВРЕЕВ из РОССИИ. РУССКИЕ являлись СОПУТСТВУЮЩИМ ФАКТОРОМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ, РАСШИРЕНИЯ, ВОПЛОЩЕНИЯ СИОНИЗМА, как ЖИВОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ИДЕИ.
        (т.1 стр. 254-55) Лев Пинскер в "Автоэмансипации": "вера в эмансипацию рухнула и надо погасить в себе отблески веры в братство народов. Ныне "евреи не составляют живой нации; они всюду чужие и этим… объясняется тот гнет и то презрение, которое они встречают со стороны окружающих народов". Еврейский народ - "как призрак мертвеца, бродящего среди живых... Надо быть слепым, чтобы не видеть, что евреи - "избранный народ" для всеобщей ненависти". Евреи не могут "ассимилироваться ни с одной нацией, вследствие чего ни одной нацией не могут быть терпимы… Стараясь слиться с другими народами, они до известной степени легкомысленно пожертвовали своей национальностью… нигде не добились того, чтобы сограждане признали их равными себе коренными жителями". Судьбы еврейства не должны зависеть от милости других народов. А практический выход: создание "народа на собственной территории". Итак, надо: приобрести и заселить евреями какую-либо подходящую территорию, "безразлично, в какой части света". (Ю. Гессен, Г. Свет).
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 255): "А среди российских евреев уже и существовало, еще не в сильной степени, движение палестинофильства - стремление вернуться в Палестину. (Да ведь это и было бы воплощение молитвенного приветствия "На будущий год в Палестине".) И оно заметно усилилось после 1881-82. "Стремиться к колонизации Палестины… чтобы в течение одного века евреи могли окончательно оставить негостеприимную Европу". Прежние лозунги просвещенцев бороться с "ортодоксией, хасидизмом и религиозными предрассудками сменил призыв к примирению и объединению всех слоев еврейства для осуществления идеалов" Палестины, "за возврат к старому еврейству… Во многих городах России возникли кружки "Друзей Сиона" - Ховерей Цион". (ЕЭ, т.12).
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 253): "А - что делалось в самой Палестине? "Первый крестовый поход привел почти к полному уничтожению остатков еврейского населения Палестины". Но все же "крохотная еврейская религиозная община сумела пережить и крах государства крестоносцев, и завоевание Палестины мамелюками, и вторжение в страну монгольских полчищ". "В последующие столетия еврейское население" пополнялось небольшим потоком "верующих из разных стран". В конце XVIII в. сколько-то хасидов из России эмигрировало туда. "В середине XIX века в Палестине насчитывалось 12 тысяч евреев", к концу XIX в. - 25 тысяч. "Взятые вместе, эти еврейские поселения в Стране Израиля назывались "ишувом".
        (т.1 стр. 256) "И все эти люди (мужчины) занимались только изучением иудаизма и ничем другим. А жили они на "халуку" - подаяние от еврейских общим Европы. Подаяние это распределяли раввины и тем имели абсолютную власть. Лидеры ишува "отвергали любые попытки создавать в стране хотя бы зачатки еврейского производительного труда". Причем изучался - исключительно Талмуд, ничто другое, но и это на низком уровне. "Известный еврейский историк Г. Грец, посетивший Палестину в 1872", нашел, что и "учатся в действительности немногие, большинство предпочитает слоняться по улицам, бездельничать, сплетничать, злословить". Он нашел, что "эта система способствует обскурантизму, нищете и вырождению палестинского еврейства" - и за то сам "был немедленно предан херену". (М. Вартбург).
        В 2003 в Израиле вышла книга доктора Михаила Штереншиса, молодого историка "История государства Израиль. 1896-2002" Герцлия ИсраДон. Это первая оригинальная история Израиля на русском языке. Цитируем параллельно. "К 1800 году население Палестины едва ли превышало 300 тыс. человек, из которых евреев, в основном сефардов, было менее пяти тысяч. Христиан было около 25 тысяч, а все остальные жители были мусульманами, в основном суннитами". И далее: "К концу 19-го века… население Эрец Исраэль было более чем пестрым. Арабоязычное население… было крайне неоднородным национально. Арабами фактически были лишь выходцы с Аравийского полуострова, в основном из Йемена, которые селились в городах. В сельской местности преобладали местные жители, в жилах которых, помимо арабской крови, текла кровь древних народов страны, греков, европейцев-крестоносцев, албанцев, и даже монголов. …В Палестину переселись черкесские семьи… боснийцы, даже узбеки и туркмены. Армяне и греки жили здесь практически всегда. Евреи делились на сефардскую (восточную) и ашкеназскую (европейскую) общины.
        Арабоязычные друзы… Бедуины, гостеприимные пастухи-кочевники и разбойники больших и малых дорог…" "К 1881 году тысяча евреев жила крестьянским трудом… Многие городские евреи жили на постоянные пожертвования из-за границы, халукку. Эта часть общины учила Тору и молилась за весь еврейский народ… Человек, живя на Святой Земле, земле предков, полагал себя ответственным за всю нацию. Он мог физически прийти к Стене Плача, главной еврейской святыне в Старом городе Иерусалима. Он мог помолиться у древних камней за всех тех, кто живет в изгнании, в Галуте, вне Эрец Исраэль, за рассеянных по миру евреев…в Иерусалиме…во второй половине 19-го века евреи составляли большинство населения. Жили евреи также в Цфате, Хевроне, Тверии и Яффо. Многие из них были хасидами. Они не были абсолютно далеки от культуры, общественной жизни… В 1863 году… появился первый местный журнал на иврите, ХаЛеванон… в 1870 году присоединился журнал Хавацелет… К началу сионистского движения в Палестине уже были и местные еврейские торговцы, и портные, и пекари, и писатели" (стр. 34.-40).
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 253): "В 1882 в Харькове возник палестинофильский кружок студентов - "билуйцы". Они задались "целью основать в Палестине образцовую земледельческую колонию", задать "тон общей колонизации Палестины евреями"… (Позже они кое-как обосновали и первую колонию в Палестине, но встретили проклятие и сопротивление старого ишува: раввины требовали, по древнему обряду, прекращать обработку земли каждый седьмой год.) (ЕЭ, т.4)".
        М. Штереншис: "Зеев Дубнов, один из членов "Билу", в 1882 г. писал из Палестины своему более известному брату-историку: конечная цель сионизма - восстановить независимость Эрец-Израэль. Для этой цели необходимо создать колонии, добиться перехода земель, промышленных предприятий в руки евреев, подрастающее поколение учить пользоваться оружием". "В 1890 году, неподалеку от управляемого Ротшильдом Ришон ЛеЦиона, появилась еще одна деревня, Реховот… Поселенцы попытались начать свою новую жизнь без финансовой поддержки и, соответственно, диктата Ротшильда. Десять лет упорного труда и препирательств с арабскими соседями могла бы завершиться фиаско, но тут подоспели новые эмигранты из Йемена, деревня укрепилась, выстояла, дожила до 21-го века красивым городом. Меньше повезло группе "Любящих Сион" из Прибалтики, построивших в том же 1890 году поселок Хедеру, "зеленую", по-арабски. Зеленым было ближайшее болото, и малярийные комары убили всех поселенцев в первые 20 лет существования поселения. Оставшиеся жители обратились к Ротшильду. Он прислал ирригаторов из Египта, те осушили болото, посадили эвкалиптовые деревья, чтобы почва вновь не заболотилась, и, наконец, земля оказалась пригодной для выращивания цитрусовых деревьев" (стр. 40-42)
        "Билуйцы" первыми, да и другие энтузиасты сионистского трудового воспитания привнесли важный для сионизма принцип физического труда на земле. Этот принцип нужен для потерявших некоторые навыки европейцев. В ишуве трудились физически. Пусть немногие! А.И. Солженицын вспомнил "краткий курс вкп(б)": их партийный принцип сектантской борьбы привнес в еврейскую среду - противодействие раввинов… Уверен: раввины всегда были здравомыслящими (не путать с батюшками и ксендзами…). Сочинение А.И. Солженицына: не историческое, а литературное. Публицистика с художественным домыслом. Обывательского толка. Он выхватывает, цитирует чьи-то отдельные фразы: строит на их основе категорические выводы обо всем обществе. Для евреев негативные. А как же иначе?! Русская читающая публика не поймет. Оценит как проявление мирового жидо-масонского заговора.
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 256-57): "Пинскер поддержал палестинофилов, создал в 1884 в Катовицах первый палестинофильский съезд, в 1887 в Друскениках - второй. По черте еврейской оседлости стали разъезжать агитаторы с речами в синагогах и общественных собраниях. (Дейч свидетельствует, что после 1881 даже П. Аксельрод увлекался палестинофильством!). Страстным проповедником палестинофильского движения стал, разумеется, и Смоленскин. Он кипуче связался с видными англо-еврейскими деятелями, а когда столкнулся с сопротивлением Альянса, желавшего не колонизации Палестины, а направить еврейскую эмиграционную волну в Америку, - объявил тактику Альянса "изменой народному делу". Ранняя смерть Смоленскина оборвала его усилия. (ЕЭ, т.14). "Практические успехи палестинофильства на месте оказались "слишком ничтожны"; "многие из колонистов обнаружили свою непригодность для земледельческого труда"; "идеал возрождения древней родины измельчал в мелкое благотворительное дело"; "колонии были спасены только благодаря щедрым субсидиям барона Эдмонда Ротшильда" (парижского). Но тем самым колонисты "были превращены в батраков, опекаемых и подчиненных строгой дисциплине". А в начале 90-х годов "колонизация пережила… тяжелый кризис, вызванный беспорядочной и бессистемной закупкой земель…" (ЕЭ, т.14).
        О политических речах в синагогах А.И. Солженицын мог написать по аналогии с церквами. Точно не знаю о политических собраниях в церквах! Могли закрывать церкви в советское время, даже в них проводить атеистическую пропаганду. Не гоже ВЕЛИКОМУ ПИСАТЕЛЮ в реалистическом произведении писать вымышленные вещи, даже предполагаемые. Ну, пусть он приведет факты! Можем даже предположить: некий юнец выкрикнет в момент моления лозунг. Молящуюся поведение его сочтут неподобающим: постараются выставить поскорее нарушителя. Неужели А.И. Солженицын не осознает: синагога ни при каких обстоятельствах не может стать политическим форумом. В перерывах между молитвами вне стен синагоги могут обсуждать политические или бытовые новости. Не слушать бредовую трепотню агитаторов. Сам Александр Исаевич не в синагоге ли получил мощный заряд антисоветской ненависти? Не слышал он там в проповедях высказываний типа: "в обществе происходит непримиримая борьба между двумя мирами - миром верующих и миром атеистическим".
        Это произносили в проповеди сектантов-христиан в Киеве: сам слышал в молитвенном доме. В синагогах иудеи тысячелетиями читают Тору! Молются! А.И. Солженицын путает Талмуд с Торой. Верующий еврей просто, доступно разъяснит разницу. Между прочим, ИУДЕЙСКУЮ ТОРУ ХРИСТИАНЕ НАЗЫВАЮТ ВЕТХИМ ЗАВЕТОМ. Вам ясно?! НЕДОСТАТОК ЗНАНИЙ, может ОБЫЧНОЕ НЕВЕЖЕСТВО РАСПАЛЯЕТ ФАНТАЗИИ, ДОМЫСЛЫ МНОЖИТ. РУССКИЕ ДИКИЕ ТОЛПЫ ОБИТАЮТ в СОВРЕМЕННОСТИ со СРЕДНЕВЕКОВЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ. Не ПОДОБАЕТ ВЕЛИКОМУ ПИСАТЕЛЮ НАХОДИТЬСЯ на КУЛЬТУРНОМ, МОРАЛЬНОМ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ ТОЛПЫ ОБЫВАТЕЛЕЙ. "ЗАНИМАТЬ ИХ ПОЗИЦИЮ", "ПИСАТЬ для НИХ ПОНЯТНЫМ, ПРИЕМЛЕМЫМ ЯЗЫКОМ". Почему ему не представить подробно, досконально внутренний мир погромной среды: или там все ясно?! Русскую прогрессивную сторону, если имеется таковая. Он без приглашения-спроса лезет в еврейскую Душу! В подворотню и спальню: своих единоверцев обминает! Не показывает собственных духовных уродов, зверей! Стыдится? Считает нормальным? Не мычит, не телится! Даже не пытается "своих людей" заковычить.
        А.И. Солженицын продолжает (т.1 стр. 257): "среди российского еврейства в те годы палестинофильское движение нашло пока отклик слабый, а то и противодействие. "Идея о политическом возрождении народа увлекла в ту пору за собой лишь незначительную группу интеллигенции и даже встретила вскоре убежденных противников". (Ю. Гессен). Консервативные круги - и раввинат, и цадики - видели в палестинском течении преступление против божественной воли, "посягательство на веру в Мессию, который один должен вернуть евреев в Палестину. Прогрессисты ассимиляторского толка видели в палестинофильстве реакционное стремление обособить евреев от всего культурного человечества". (ЕЭ, т.12).
        А.И.Солженицын о "духовном сионизме" (т.1 стр. 257-58): "Из палестинофильцев выдвинулся публицист, мыслитель и организатор Ушер Гинцберг, с 1889 выступивший под звучным псевдонимом на иврите: Ахад-Гаам ("один из народа")… Его установка была: "прежде, чем направить свои усилия к "возрождению на земле", надо позаботиться о "возрождении сердец", об умственном и нравственном усовершенствовании народа… Установить в центре еврейства живое духовное стремление к объединению нации, ее возбуждению к свободному развитию в духе национальном, но на основах общечеловеческих". "Орден "Бней Моше" ("Сыновья Моисея") подготовил "почву к восприятию политического сионизма" Герцля (Свет). "В 1891, 1893 и 1900 Ахад-Гаам совершил поездки в Палестину - и изобличил бессистемность и почвенность тогдашней палестинской колонизации" (ЕЭ, т.3), "подверг суровой критике диктаторское поведение служащих барона" Э. Ротшильда". (КЕЭ, т.1). "В Европе сионизм зародился десятилетием позже, чем в России".
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 258-59): "Первый вождь сионизма Теодор Герцль до своих 36 лет (из всего 44-х) был писатель, драматург, фельетонист, не интересовался, не знал ни еврейской истории, ни тем более языка… как достойный австрийский либерал, считал реакционным стремление разных "второстепенных народностей" Австро-Венгрии к самоопределению и национальной жизни, находил верным подавлять их". (ЕЭ, т.6). Стефан Цвейг: Герцль даже вынашивал план повести венских евреев в собор на массовое крещение и так "раз и навсегда решить еврейский вопрос слиянием еврейства с христианством". Но вот росли в Австро-Венгрии противоеврейские настроения и пангерманизм, в Париже, где Герцль в это время жил, вспыхнуло дело Альфреда Дрейфуса, Герцлю досталось присутствовать "при публичном разжаловании Дрейфуса". И Герцль - поверил в его невиновность, был потрясен и откликнулся: "Если отстранение неизбежно, сказал он себе, - то полное… Если мы страдаем от бездомности - надо создать себе родину!" Герцль как мгновенным толчком проникся идеей создать еврейское государство. "Словно молния, Герцля озарила новая мысль: антисемитизм не есть случайное явление, встречающееся лишь в данной обстановке и при данных условиях: нет, он - постоянное зло, он - вечный спутник Вечного Жида", и "единственно возможное решение еврейского вопроса" - отдельное еврейское государство". (ЕЭ, т.6).
        А.И. Солженицын: (т.1 стр. 259-60) "Прийти у такому плану после тысячи лет еврейского рассеяния - нужен был большой полет фантазии, и исключительная решимость!" С. Цвейг: "брошюра Герцля "Еврейское государство" встретила "озадаченность и раздражение в кругах венской еврейской буржуазии… Что за бес вселился в этого остроумного, способного, культурного журналиста? Что за глупости он пишет? С чего это мы должны отправляться в Палестину? Наш родной язык - немецкий, а не еврейский, наша родина - прекрасная Австрия"; Герцль "дает нашим злейшим врагам аргументы против нас и пытается нас отделить". "Вена… предала его и даже насмехалась над ним. Но потом внезапно прогремел такой яростный, такой эмоциональный ответ, что он почти испугался того, какое мощное, перераставшее его самого движение он вызвал к жизни своей маленькой брошюрой. Правда, это движение родилось… в огромных массах еврейства Восточной Европы… Герцль своей брошюрой разжег тлевшую под чужеземным пеплом искру еврейства".
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 260): "На первом конгрессе в Базеле в августе 1897 он производит сильнейшее впечатление "на евреев, очутившихся впервые в роли парламентских деятелей" и "во время первой же своей речи единогласно и с энтузиазмом был провозглашен… лидером и вождем сионистского движения". Он проявляет и "удивительное искусство находить примиряющие формулы" - но и так: "кто критикует его цель… либо порицает отдельные его шаги, тот враг не только сионизма, но и еврейского народа". (ЕЭ, т.6). "А эффектно "декоративный" писатель Макс Нордау… поддерживал его той мыслью, что эмансипация - ложна, ибо внесла рознь в еврейство, и вот эмансипированному еврею кажется, что он обрел- таки родину. Тогда как "все, что есть жизненного в еврействе, что представляет из себя еврейский идеал, мужество и способность прогрессировать - есть сионизм". (ЕЭ, т. 11).
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 260): "На этом первом конгрессе представители российского сионизма "составляли треть участников… для иных это могло выглядеть как оппозиционный шаг по отношению к российскому правительству. К сионизму примкнули все российские Ховевей Цион, чем "способствовали становлению мирового сионистского движения". (КЕЭ, т.7). Д. Паркс: "силу сионизм черпал … из кругов угнетенного восточного еврейства, найдя лишь ограниченную поддержку среди евреев Западной Европы". "Ахад-Гаам повел упорную борьбу с политическим сионизмом Герцля… резко критиковал прагматизм Герцля и Нор- дау… "отчужденность (их) от духовных ценностей еврейской культуры и традиции". (КЕЭ, т.1). Он "находил химерической надежду политического сионизма основать еврейское автономное государство в ближайшем будущем; он считал все это движение чрезвычайно вредным для дела духовного возрождения нации… Не заботятся о спасении гибнущего иудаизма, т.е. не заботятся о духовно национальных, культурно исторических приобретениях, стремятся не к возрождению древнего народа, а к сотворению нового из рассеянных частиц древней материи". (ЕЭ, т.3).
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 261): "Ахад-Гаам еще в 70-х годах, "все более проникаясь рационализмом, отошел от религии". (КЕЭ, т.1). По убеждению Ахад-Гаама, назначение Палестины лишь - "стать духовным центром, который объединил бы национально-духовными узами рассеянный народ" (ЕЭ, т.12); центром, "который будет изливать свой "свет" на все мировое еврейство", создаст "новую духовную связь между рассеянными частями народа", это будет не столько "государство евреев", сколько "элитарное духовное сообщество". "в 1902 состоялся в Минске съезд русских сионистов, споры перекинулись и сюда. Здесь Ахад-Гаам прочел доклад "Духовное Возрождение". (ЕЭ, т.3).
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 261): "Обстановка для сионизма усложнилась и внешней к нему неприязнью. Герцль рассчитывал, что как только реальная программа сионистов придет в движение и начнется реальное переселение в Палестину - так антисемитизм всюду прекратится. Но еще ранее такого успеха "громче всего раздавался голос тех, которые… боялись, как бы публичное выступление ассимилированного еврея в качестве национального не дало антисемитам повода утверждать, что под маской каждого ассимилированного еврея живет настоящий еврей… не могущий слиться с коренным населением". (ЕЭ, т.6). Что от момента создания отдельного еврейского государства - евреев вовсюду будут подозревать и упрекать в государственной нелояльности, принципиальной обособленности, в чем постоянно упрекали и упрекают евреев их враги". "В ответ на 2-м сионистском конгрессе (1898) Нордау возгласил: "Мы отвергаем с насмешкой и презрением звание партии: сионисты - не партия, это - само еврейство… Напротив, все те, кто хорошо себя чувствует в рабстве, в презрении… все они или стоят совершенно в стороне или же яростно борются против нас".
        (т.1 стр. 262-63) "Сионизм доказал евреям услугу, давши им снова чувство самоуважения…оставляет в полной неопределенности вопрос", как они относятся "к странам, в которых они живут". (Паркс). О. Вейнингер: "Сионизм и еврейство несовместимы, потому что сионизм стремится заставить евреев взять на себя ответственность за собственное государство, что противоречит сущности еврея". И предрекал провал сионизма". "В России в 1899 ярко выступил против сионизма И.М. Бикерман, как против идеи "призрачной, порожденной антисемитизмом, реакционной по духу, вредной по существу"; "отвергнуть иллюзии сионистов и, отнюдь не отказываясь от (еврейской) духовной индивидуальности, бороться рука об руку вместе с культурными и прогрессивными элементами России во имя возрождения общей родины". (ЕЭ, т.4). А.И. Солженицын: "В начале века поэт Н. Минский высказал возражение: что сионизм есть потеря всечеловеческой мерки, что он снижает общечеловеческие космополитические масштабы еврейства до уровня заурядного национализма. "Сионисты, твердя о национализме, на деле отворачиваются от подлинного национального лика еврейства и радеют лишь о том, чтобы быть как все, стать не хуже других".
        Русские мыслители, как бы со стороны наблюдая, тоже пессимистически оценивали возможности сионизма.
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 263): "интересно сопоставить замечание православного мыслителя С. Булгакова, тоже сделанное до революции: "Величайшая трудность для сионизма состоит теперь в том, что он не в силах вернуть утраченную веру отцов, принужден базироваться на национальном или культурно- этнографическом принципе, на котором не может утвердиться никакая действительно великая народность". Учтем его констатацию о "великой народности". "Но первые русские сионисты… были полны восторженного, неостановимого энтузиазма: вернуть своему народу давно историческую библейскую утерянную родину - и на ней создать необычное по качеству государство и вырастить необычайных по качеству людей". "Именно из России вышло большинство основателей государства Израиль и пионеров-строителей этого государства". (Ф. Колкер). "На русском языке "были написаны лучшие образцы сионистской публицистики". (Н. Гутина)… "И самый порыв - всех, всех направить на физический труд, на обработку земли! - он лился никак не без влияния толстовского призыва и опрощенчест- ва". (Амос Оз). Все ручьи - туда".
        Чем дольше я читаю, глубже вникаю, анализирую тексты А.И. Солженицына, больше убеждаюсь: книги о нас! Только о нас, евреях! Написаны русским шовинистом. Не просто выражают одно из мнений - написаны официально от имени властвующего российского бюрократа! Больше русских нет: одни непонятые, обиженные в искренних намерениях "благотворители", "спасители человечества"! Заботились обо всем, всех: оказались не у дел! За что такое наказание? Неблагодарные евреи! В очередной раз сподличали! Совершили очередной переворот: в тартары все полетело, вверх тормашками! Да, и сами чего добились? Всюду непризнанны! Отвергнуты! На вечные времена изгнанники заклеймены позором. Оказываются постоянными баламутами, провокаторами, разрушителями основ живой вековой национальной государственности и тысячелетней самобытной культуры! Верно, специально не сравнивает наши народы: только что в пьянстве, злословии, другом подобном русские превосходят по всем показателям: первенства не отдадут! В смысле морали поведения нас отделяют века развития. Первозданная дикость значительной части россиян: находятся в до-общественном состоянии. Стремятся к прогрессу потребительскому: иные свойства и качества цивилизации не прельщают.
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 264): "Так как же, все-таки, относиться сионисту к стране своего нынешнего пребывания? Для российских сионистов отдача всех сил палестинской мечте… (Это у Православного Синода была вечно на уме и языке "палестинская мечта". Сам термин латинского происхождения ПРОТИВЕН ЕВРЕЙСКОМУ СЕРДЦУ. ДАРОВАННАЯ ГОСПОДОМ ЗЕМЛЯ, НАВЕЧНО НАМ ЗАВЕЩЕННАЯ НОСИТ ИМЯ - ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ! ЗАПОМНИТЕ, ГОСПОДА ХОРОШИЕ и НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛИ! По поводу РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ можете прочитать у М. Штереншиса: "В эту гонку включилась и Русская православная церковь. Ее Духовная миссия покупала земельные участки еще с 1850-х годов. Учитывая напряженность русско-турецких отношений, покупать землю было трудно из-за препятствий, чинимых властями. Впрочем, участки покупались через подставных лиц, а потом те же власти спокойно наблюдали за тем, как на купленном неким местным мусульманином наделе возводится православная церковь. Русская миссия также открывала школы для местного населения. Такие школы были созданы в Лидде (Лоде), Рамле, Яффе и школа для арабских девочек в Иерусалиме.
        Позже землю приобретало русское Императорское православное палестинское общество. Русские школы для арабов появились в селениях Муджедил, Кафр-Ясиф, Шеджар. К моменту, когда политический сионизм вышел на арену в 1897 году, в Палестине уже было 50 русских школ, в которых училось 4000 местных детей. Помимо крупного Русского подворья в Иерусалиме, способного принять две тысячи паломников, русские подворья были в Хайфе, Назарете. Подворье это целое хозяйство: церковь, спальные помещения, администрация, прачечная, кладовая, цистерны для дождевой воды, хлебопекарня, водогрейная, столовая, баня. Соответственно, определенный штат российских граждан проживал в Палестине постоянно. Добавим сюда русских монахов, монахинь" (стр.46-47.)
        (т.1 стр. 264) "Для российских сионистов отдача всех сил палестинской мечте требовала выключить себя из общественного кипения в самой России. В их уставе было: "Не заниматься общей политикой, ни внутренней, ни внешней". Отныне они могли участвовать в борьбе за равноправие в России лишь вяло, со скептицизмом: а еще участвовать в Российском Освободительном движении? - ну это уже вовсе таскать каштаны для других". (Г.Я. Аронсон).
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 264): "Такая тактика вызвала страстный упрек Жаботинского: "Даже постояльцы в заезжем дворе заинтересованы в том, чтобы он содержался в чистоте и порядке". "Однако, на каком языке сионисты должны были вести свою пропаганду? Ивритом они не владели, да их бы никто и не понял. Значит, на русском или идише. А это - снова сближало их с политическим радикализмом в России (Г.Я. Аронсон), с еврейскими революционными течениями. Разумеется, еврейская революционная молодежь ожесточенно спорила с сионистами: нет!! Решение еврейского вопроса - не уход из России, политическая борьба за равноправие здесь! Чем ехать устраиваться куда-то далеко за море - есть возможность утвердиться в этой стране. И такие доводы не могли не поколебать многих своей отчетливой ясностью. А с большевистских позиций клеймили сионизм как "глубоко реакционный", оценили сионистов как "партию отчаянного, безнадежного пессимизма". (С. Диманштейн).
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 264-65): "Не могли не возникнуть и промежуточные течения. Тут мы видим… левосионистскую партию Поалей-Цион ("Трудящиеся Сиона"). В России она основана в 1899 и сочетала "политический сионизм с социалистической идеологией". Это была попытка вести среднюю линию между теми, кто занят только классовыми проблемами и кто - только национальными. "Среди Поалей-Цион существовали острые разногласия по вопросу об участии в революционной деятельности в России". (Еще и внутри революционеров разнотяготение: кто ближе к социал-демократам, кто к эсерам)". "С 1903 начали зарождаться группы Цеирей Цион, идеологически близкие немарксистскому социалистическому сионизму". (КЕЭ, т.6,7). А в 1904 от Поалей-Цион откололась партия СС - "сионистов-социалистов", почти порвавших с идеей Палестины: "всемирное развитие идиш как живого разговорного языка еврейских масс" - хватит, долой идею национальной автономии".
        (т.1 стр. 265): "Сионизм начинает принимать буржуазно-реакционную форму, надо создать из сионизма социалистическое движение, пробуждать в еврейских массах революционно-политические инстинкты. Партия "высоко оценила "социальноэкономическое содержание" сионизма, но отрицала необходимость "возрождения еврейской земли, еврейской культуры, еврейской традиции". Да, хаотическую еврейскую эмиграцию надо направить на единую территорию, но "не существует органической связи между сионизмом и Палестиной". Главное, это что еврейское государство должно иметь основы социалистические, а не капиталистические. Однако такая эмиграция: процесс долго исторический, большинство еврейских масс еще надолго останется в теперешних местах жительства. "Партия положительно относилась к участию евреев в революционной борьбе в России" (КЕЭ, т.7) - то есть бороться за свои права здесь. Религиозное же еврейство ими презиралось".
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 265-66): "В этом разноместьи не преминуло возникнуть "Возрождение", "еврейская социалистическая группа… (Она) считала, что национальный фактор прогрессивен по своей природе", и в 1906 возрожденцы, отколовшись от сионистов-социалистов, образовали Социалистическую Еврейскую Рабочую Партию (Серп, "серповцы", они же "сеймовцы" - за требование избрать Еврейский Национальный Сейм - как "верховный орган еврейского национального самоуправления" (Аронсон). Языки еврейский и русский серповцы считали равноправными к употреблению. И, настаивая на идеологии "автономизма" внутри российского государства, социалистический СЕРП, однако, не сливал ся с социалистическим Бундом" (КРЕ-1). "Несмотря на внутренние несогласия среди сионистов, произошел общий сдвиг сионизма в России к социализму - и он не остался не замечен российским правительством. До сих пор оно никак не мешало сионистской пропаганде…"
        (т.1 стр. 266) С. Гинзбург: "в июне 1903 министр внутренних дел Плеве издал циркуляр губернаторам и градоначальникам о том, что сионисты отодвинули эмиграцию в Палестину на второй план, а сконцентрировались на организации еврейства на местах, где живут ныне; такое направление не может быть терпимо; и поэтому запрещается публичная пропаганда сионизма, их собрания, лекции и т.п."
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 266): "Узнав об этом, Герцль - несмотря на кишиневский погром той весны, всеми громкими обвинениями легший именно на Плеве, презрев осуждения и проклятия многих российских сионистов, - тотчас отправился в Петербург и добился приема у Плеве. (Он еще в 1899 добивался аудиенции у Николая II, но тщетно). Плеве объяснил Герцлю так (по запискам Герцля). Еврейский вопрос для России - не жизненный, но важный, и "мы стараемся разрешить его правильным путем… Русское государство должно желать, чтобы его население было однородным", и ото всех требует патриотического отношения. "Мы желаем (евреев) ассимилировать, но ассимиляция… идет очень медленно… Я не враг евреев. Я их не знаю очень хорошо, я провел среди них юношеские годы в Варшаве, я в детстве постоянно играл с еврейскими детьми… Я хотел бы с большой охотой сделать что-нибудь для евреев. Я не хочу отрицать… что положение русских евреев не является счастливым. Если б я был евреем, я, вероятно, был бы также врагом правительства".
        (т.1 стр. 266-67) "Образование еврейского государства, (вмещающего) несколько миллионов евреев, было бы для нас чрезвычайно желательным. Это, однако, не означает, что мы хотим потерять всех наших евреев. Интеллигентные и состоятельные элементы, могущие ассимилироваться, мы охотно оставили бы у себя, от бедных же и мало культурных мы бы охотно избавились". Мы сочувствовали сионизму как переселению, но теперь в его целях "мы замечаем большие изменения" (С. Гинзбург). "Российское правительство благожелательно относится к эмиграции сионистов в Палестину и, если сионизм вернется к своей прежней программе, готово поддержать ее перед Оттоманской Империей, но не может потерпеть - как сионизм теперь склонился - пропаганды национального отчуждения внутри России (КЕЭ, т.6): это привело бы к созданию группы граждан, чуждых патриотизму, на котором государство основано. (Если верить Н.Д. Любимову, тогдашнему директору канцелярии при Плеве, Плеве сказал ему, что Герцль в разговоре признал, что западные еврейские банкиры помогают революционным партиям в России. Слиозберг считает это невероятным)".
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 267-68): "Плеве доложил Государю, получил одобрение изложенного - и передал Герцлю подтверждающее письмо в этом смысле. Герцль считал, что визит его к Плеве удался. Оба они не знали, что осталось им жить по 11 месяцев… Турция не проявляла признаков уступчивости к сионистам, а английское правительство в том же 1903 предложило им для колонизации вместо Палестины Уганду. В августе 1903 на 6-м конгрессе сионистов в Базеле Герцль представил эту перспективу, "которая, конечно, не Сион", но может быть принята как промежуточная, чтобы ускорить создание еврейского государства (ЕЭ, т. 6). Этот проект вызвал бурную дискуссию. Есть сведения, что даже в палестинском ишуве нашлась поддержка угандийскому проекту - от тех новых поселенцев, кто был удручен природными тяготами в Палестине. Но российские сионисты, - кажется, изо всех евреев мира наиболее нуждающиеся в срочном убежище, - резче всех восстали против Уганды. Они во главе с М.М. Усышкиным (создателем группы "билуйцев, потом правой рукой Ахад-Гаама в лиге "Бней-Моше", выступили с непримиримой оппозицией: сионизм связан именно с Сионом, и ничего не может для евреев его заменить!" (ЕЭ, т.15).
        А.И. Солженицын(т.1 стр. 268): "7-й конгресс в 1905… отказался от Уганды" (ЕЭ, т.3). - Угнетенный всеми препятствиями, Герцль не дожил до этого решения: в 1904 умер от разрыва сердца" (ЕЭ, т.6). "Но вспыхнувшая эта проблема вызвала еще новый раскол сионизма: отныне от него откололись территориалисты, во главе с Израилем Зангвилем; к ним присоединились делегаты из Англии. Они создали и собирали свой Интернациональный совет; получили субсидии от Якова Шиффа и парижского Ротшильда. Они порвали с непременностью Палестины: да, осуществить концентрированную еврейскую колонизацию на определенной территории, но: где угодно, в любом месте. Год за годом в поисках они перебирали дюжину стран, обсуждали Анголу, но "Португалия слишком слабая страна и не сможет защищать евреев", там "евреи легко могут стать жертвой соседних племен" (ЕЭ, т.14). "Они соглашались на территорию даже внутри России, если бы создать автономную самоуправляющуюся единицу".
        А.И. Солженицын (т.1 стр. 268-69): "Этот аргумент - что нужна сильная страна для защиты евреев на новом месте, особенно прилегал сторонникам краткосрочного создания отдельного государства с массовым переселением, что предлагал и тогда и позже Макс Нордау, то есть "невзирая на экономическую неподготовленность страны (Палестины) к их приему" (КЕЭ, т.7). "Но ведь для того предстояло преодолеть Турцию и как-то же решить арабскую проблему. Сторонники этой программы понимали, что следуя ей - сионистское движение не сможет само защититься без помощи сильных союзников. А такую военную помощь никакая страна тогда еще не предлагала. И до создания израильского государства пришлось еще пройти через две мировые войны".
        С момента снятия черты оседлости весной 1917 г. обновленным правительствам пришлось легче проводить аналогичную политику ассимиляции. Результаты этой политики мы еще долго будем выдыхать, если удастся. Ассимиляция переродила народ еврейский! Очень многие перемешались с гоями: перестали от них отличаться! И эта сбродная толпа хлынула в Израиль! Заняты неумеренной критикой. Высмеивают, а то презирают верующих. Пытаются преобразить Израиль: по советской манере! Разве не интересно: советские войска побывали почти во всех странах, ранее отвергнутых русскими сионистами?
        Не надо говорить "за всю Одессу!" Да, были сионисты: такие и такие! Думали обойтись собственными силами, своим трудом: для защиты собственного жилища приглашать "шоббес-гоев"? Неужели А.И. Солженицын сам непонятливый: зачем пионеров сионистского движения выставляет беспомощными и дурачками? Ищут помощи у мощной державы! Даже в приймы к Романовым готовы пойти! Годны на жертвенные подвиги в революции в России, но для собственного обустройства нуждаются в нянечках?!
        Самый интересный сюжет заполнен смыслом: философия жизни, вывод. Фантазия разнообразит поведение. Придает литературное (музыкальное) звучание. Опоэтизирует сущность. В скуке бытия ничего привлекательного: обычные автоматические действия без конструктивных особенностей. Из писателя-рассказчика становлюсь философом. Вырабатывался особый стиль, манера словоизложения. Подбор, последовательность слов. Очередность фраз. Поток сознания струится по другому руслу. Меняюсь: другой. Не сам: в творчестве, дерзаниях, находках, построениях.
        Я очень изменился. Вошел в колею: не могу из нее выбраться. Меня волнует-тревожит другое. Зрелая моя проза имеет другие погрешности. Но она не идет по накатанному руслу. Углубляю анализ. Детали обыденности легче описать, чем изнутри выпорхнувшие чувства. Не каждый способен углубляться в философию. Объединяю литературу с философией. Создал творческий синтетический метод философского изложения. Пусть литературоведы подберут название моему литературному методу: сам не способен это сделать. В текучке писания не обращаю внимание на главный путь развития, основную струю творчества.